Главная » Статьи » Как правильно составить

Рецензия на научно исследовательскую работу учащегося образец

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рецензия на научно-исследовательскую работу по литературе, выполненную ученицей 9 «а» класса Роговой Дарьей.

Тема работы: « Московские топонимы в произведении М. Булгакова      «Мастер и Маргарита»

В данной работе представлен обзор вопросов, связанных с творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова. Раскрыта значимость творения писателя для современного поколения. Работа носит частично исследовательский характер.

Вопросы, связанные с данным произведением Булгакова, актуальны и в наше время, что доказывается проявлением большого интереса историков, литературоведов и кинорежиссеров к творчеству русского писателя.

Целью исследовательской работы был анализ романа «Мастер и Маргарита» с  выявлением  московских топонимов и объяснения их значения. Исходя из поставленной цели, решался ряд определенных задач (изучение жизни и творчества М.Булгакова, определение приблизительного количества топонимов в произведении, объяснение используемых топонимов).

Новизна и практическая значимость проекта: в работе сведены в одно целое обобщение имеющейся информации и создание презентации. Хорошим дополнением работы является исследовательская часть, в которой представлена методология исследования и анализ полученных результатов исследования. Материал может быть полезен для учителей русского языка и литературы, а также для обучающихся 11 классов при изучении данного романа по программе.

Качество обзора и полнота использования источников информации: в работе выполнен обзор многих источников литературы. Обзор выполнен качественно и полно.

Основные результаты: при работе над теоретической частью проведена большая работа с литературой. Ученица показала умение логически излагать материал на основе научных текстов.

В первой части (теоретической) произведен обзор творчества писателя, дано описание отношения к Москве. Во второй части (практической) приведен перечень московских топонимов и дано их толкование.

Оригинальность предлагаемых решений: в подаче материала используются интерактивные компьютерные технологии — презентация, отображающая результат работы.

При выполнении текстовой и графической части работы ученица проявила высокую грамотность: работа выполнена на персональном компьютере с использованием современного программного обеспечения. Текст работы выполнен аккуратно и грамотно, в приложении имеются фотографии, иллюстрирующие основное содержание научной работы.

Данная работа заняла 1 место в общешкольной конференции     « Золотое сечение», прошла отборочный заочный тур городской конференции НОУ « Шаги в науку» и стала лауреатом очного тура, отмечена дипломом 45-ой Межрегиональной научно-практической конференции  НОУ «Поиск».

Рецензент: О.В. Ткаченко, учитель русского языка и литературы.

Новые авторы

РЕЦЕНЗИЯ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ

РАБОТУ УЧАЩЕГОСЯ

Рецензия учебного исследования готовится педагогом, который является консультантом и научным руководителем работы учащегося. Рецензия пишется руководителем после просмотра окончательного варианта учебного исследования не позднее, чем за месяц до проведения научно-исследовательской конференции учащихся, в которой учащийся намерен принять участие.

Рецензентом научного исследования может быть не только преподаватель, но и представители иных научных заведений и учреждений, которые участвовали в анализе исследовательской работы учащегося. В таком случае, учащийся может предоставить в жюри конференции несколько рецензий на одно и тоже исследование.

Основные критерии рецензии

1. Формулировка темы НИРУ

- Формулировка НИРУ недостаточно грамотна.

- Формулировка НИРУ отвечает требованиям реферативной работы.

- Формулировка НИРУ отвечает требованиям исследовательской работы.

2. Актуальность НИРУ

- Актуальность НИРУ не отвечает требованиям времени.

- Актуальность НИРУ не совсем отвечает требованиям времени, некоторые положения устарели.

- Проблема очень актуальна в современных условиях, ее рассмотрение имеет определенный научный интерес в исследовательских кругах.

3. Цель и задачи НИРУ

- Цель и задачи НИРУ не соответствуют заявленной теме исследования.

- Цель и задачи НИРУ соответствуют теме исследования, но полностью ее не раскрывают.

- Некоторые задачи определены поверхностно и формально.

- Цель и задачи НИРУ адекватны теме НИРУ, сформулированы грамотно и неформально.

4. Глубина и качество изученной специальной литературы

- Учащимся изучено недостаточное количество литературы по данной проблеме, использовано большое количество источников Интернет, что не дает возможности качественно проанализировать тему исследования, определяет формальный подход автора к изучению литературы по проблеме.

- Автором изучены основные источники литературы по проблеме, дан краткий их анализ, однако, отсутствует сравнительный анализ литературных источников по данной проблеме.

- Автором проанализировано достаточное количество литературных источников по изучаемой проблеме, дан их сравнительный анализ, определены литературные источники и авторы, наиболее приблизившиеся к пониманию и анализу данной проблемы с позиции автора.

5. Теоретические выводы НИРУ

- В работе учащегося отсутствуют какие ни было теоретические выводы по изучаемой проблеме, характер размышлений автора поверхностный.

- В работе учащегося есть теоретическое обоснование, но все возможные выводы не сделаны.

- Все теоретические положения и выводы автора обоснованы, логичны и соответствуют ходу теоретических размышлений в рамках изучаемой проблемы.

6. Качество экспериментальной части НИРУ

- Экспериментальная часть в исследовании ученика не представлена, даны описания исследований по данной проблеме из теоретической литературы, что свидетельствует о формальном подходе автора к своему исследованию.

- Экспериментальная часть представлена, но ее описание не соответствует тем выводам, которые представлены в исследовании и представляют собой поверхностную констатацию фактов по теме исследования.

- Экспериментальная часть имеет определенный научный интерес, т. к. подтверждает теоретические положения автора исследования, имеет неформальный характер, отображает результаты многократных учебных экспериментов, проведенных автором.

7. Структура НИРУ (количество глав, параграфов, наличие экспериментальной части, приложений)

- Структура НИРУ не соответствует логике, отсутствуют такие главы, как…, в работе нет выводов, отсутствуют материалы собственных экспериментальных исследований автора.

- Структура НИРУ соответствует логике, однако некоторые главы рассмотрены поверхностно, нет анализа литературы, использованной автором в работе.

- Структура НИРУ соответствует логике, максимально обеспечивает ее развитие, каждое последующее положение логично вытекает из предыдущего. Список литературы составлен согласно требованиям к написанию НИРУ.

8. Приложение НИРУ

- В работе отсутствуют приложения, которые автор приводит в качестве подтверждения своего исследования.

- В работе представлены приложения, содержание которых мало соответствуют теме исследования, их описательная часть практически отсутствует.

- Приложения, представленные автором, ярко иллюстрируют теоретические материалы исследования, логично отражают практическую работу автора по изученной проблеме.

9. Язык НИРУ

- Язык НИРУ не соответствует нормам научной прозы, допущены ошибки в терминологии по изученной проблеме.

- Язык НИРУ соответствует нормам научной прозы, однако необходимая терминология полностью не представлена.

- Язык НИРУ соответствует нормам научной прозы и заслуживает высокой оценки, терминология изученной темы представлена в полной мере.

10. Качество оформления учебного исследования

- Качество оформления научного исследования не соответствуют требованиям, ошибки оформлении допущены по всей структуре НИРУ.

- Качество оформления научного исследования не в полной мере соответствуют требованиям, ошибки в оформлении допущены по всей структуре НИРУ, в работе отсутствует полный список литературы по материалам исследования.

- Качество оформления научного исследования в полной мере соответствует требованиям, в работе представлен полный список литературы по материалам исследования, в работе представлен полный список литературы по материалам исследования, практическая часть исследования описана полностью.

11. Предложения по совершенствованию НИРУ:

- Необходимо обратить внимание на…

- Желательно…

- С целью повышения качества теоретической части исследования рекомендовано…

- Было бы уместно…

- Обязательно нужно…

12. Другие замечания по НИРУ: __________________________________

На основании анализа НИРУ можно сделать следующие выводы и оценить работу как ____________________________________________

Рецензент_________________________________________________________

Пример рецензии учебного исследования учащегося

Рецензия

Научного сотрудника института истории РАН, кандидата исторических наук Л. П. Соболевой на научно-исследовательскую работу ученика Березовской средней школы. Краснодарского края Петрова Вадима Павловича.

Тема исследования «Историко-архивное исследование жизни и деятельности участника ВОВ, защитника Бреста И. П. Рыжака ».

Руководитель учебного исследования: учитель истории Березовской средней школы Н. И. Обухова.

Историко-архивное исследование автора посвящено участнику ВОВ, защитнику Бреста Н. И. Рыжаку.

Целью данного исследования являлось изучение предвоенной ситуации в Европе накануне второй мировой войны на примере одной биографии участника событий тех лет.

Автор показал события предвоенных лет через судьбу рядового Красной Армии, коммуниста, человека, преданного своей Родине и до конца исполнившего свой долг гражданин страны.

Автором исследования проделана большая архивная работа: изучены материалы, имеющие отношение к событиям страны, материалы, относящиеся к местам проживания человека, которому посвящено исследование. Большое внимание уделено исследованию исторических материалов и публикаций, посвященных внутренней и внешней политике СССР и Германии в данном историческом периоде.

Автором детально изучены историко-архивные источники критического характера (12 единиц), проведен анализ различных мнений, точек зрения, взглядов на обсуждаемы в исследовании исторический период.

В работе автора исследования, описан и использован интересный наглядный материал, его объем составляет 28 страниц, что свидетельствует об интересе автора к избранной им теме.

Помимо архивных исследований, автор приводит документальные материалы: интервью с очевидцами тех событий, их воспоминания, что существенно дополняет теоретический материал исследования.

Автор грамотно структурировал свое исследование. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения с использованием исследовательского материала.

Во введении автора дает обоснование выбора темы, приводит аргументы, свидетельствующие о значимости данного исследования, показывает необходимость проведения такой работы с целью повышения патриотического начала современной молодежи.

В теоретическом анализе дается обзор литературных исследований по данной проблеме различных авторов, сопоставление и анализ их точек зрения, попытка собственного анализа представленной литературы. В работе автором использованы литературные источники на иностранном языке (немецкий), что свидетельствует о глубине интереса автора к данной теме, его эрудиции, серьезном подходе к научному исследованию.

В заключении автор дает собственные выводы по исследуемой проблеме, показывает возможные пути продолжения работы по данной тематике учащимся, показывает значение данной работы не только для человека, о котором идет речь в исследовании, но и для многих людей, чьи имена находятся в архивах в разряде неизвестных или мало изученных имен.

Значимость данной работы состоит в том, что она примере отдельно взятой личности рассматривается и исследуется целый исторический период в истории государства. Эта работа актуальна, она служит ярким примером, отношения молодого поколения к историческому наследию совей страны, ее прошлому, ее людям, которые составили славу государства своими подвигами и своим беззаветным служением Родине.

Работа Петрово Вадима Павловича соответствует требованиям, предъявляемым к учебным исследования, и заслуживает высокой оценки.

21.02.2010г. Подпись автора рецензии

Форма представления исследовательских работ учащихся на научно-практическую конференцию

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации с текстовым сопровождением ( Приложение 1 ).

Презентация, слайд 2.

Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика.

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду.

Требования к стендовому докладу

  • Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
  • Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
  • Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
  • Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
  • Структура стендового доклада:

  • Цели и задачи работы.
  • Описание сделанного в процессе исследования
  • Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
  • Основные результаты и выводы.
  • Благодарность организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
  • Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

    Литературный обзор

    Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

    При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления – прочитать оглавление и бегло рассмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

  • составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи
  • выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.
  • После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждения. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

    Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или журнале

    Научная статья

    Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи целесообразно выделить:

  • описание проблемы и ее актуальности для теории и практики
  • краткие данные о методике исследования
  • анализ собственных научных результатов и их обобщение
  • выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем
  • ссылки на цитируемую литературу.
  • Научный отчет

    Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

    Структура научного отчета:

  • Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
  • Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность, практическая значимость.
  • Характеристика применявшихся методов исследования.
  • Описание результатов исследования.
  • Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.
  • Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
  • Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) представляет собой:

  • краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п
  • доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
  • В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

    Ключевые моменты при руководстве работой учеников над рефератами

    Презентация, слайд 3.

    1. Готовность учащегося к работе над рефератом.

    Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знание. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника над рефератом будет обеспечена только в этом случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

    2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося.

    Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма в неурочной деятельности учащихся не должна носить массовый характер – не каждый ученик даже при поддержки педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации. Несомненно учитель должен полноценно руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.

    3. Сроки выполнения рефератов.

    Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что после того, как учитель ознакомиться с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю- предметники, руководившему работой.

    4. Структура реферата. Презентация, слайд 4.

    Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

  • введение
  • основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.
  • заключение
  • список источников
  • приложения (в случае необходимости).
  • Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.

    Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

    В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.

    Список источников может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радио передач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

    5. Процедура защиты реферата.

    На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика.

    Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.

    Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.

    6. Оценка реферата.

    Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:

  • содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.)
  • оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.)
  • представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).
  • Оформление работы

    Презентация, слайд 5.

    Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

    В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

    В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

    Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологии.

    Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии).

    В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»)

    Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

    После титульного листа помещается оглавление . в котором приводится все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

    Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержаться цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например:

    Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». [3, С. 65].

    После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

    Общие правила оформления текста исследовательской работы

    Презентация, слайд 6.

    Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада – от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности.

    К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

  • размер шрифта 12 – 14, Times New Roman, обычный
  • интервал между строк – 1,5 – 2
  • размер полей: левого – 2 см, правого – 1 см, верхнего, нижнего – 2 см.
  • При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

    Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же страницы, к которой они относятся через один интервал более мелким шрифтом, чем текст.

    Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа цифру номера страницы ставят вверху по центру на титульном листе номер страницы не ставится.

    Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

    Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должны быть равны 3 интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

    Образец оформления рецензии на научно – исследовательскую работу

    Образец оформления рецензии на научно – исследовательскую работу.

    Рецензия на научно–исследовательскую работу

    "…тема работы…",

    выполненную учеником - класса Фамилия Имя Отчество

    В рецензии должны быть отражены следующие вопросы:

    1. Актуальность темы.

    2. Убедительность аргументации в определении целей и задач исследования.

    3. Степень и полнота соответствия собранных материалов цели и задачам исследования.

    4. Качество обработки материала.

    5. Соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям.

    6. Обоснованность сделанных выводов и предложений.

    7. Теоретическая и практическая значимость выполненного исследования.

    8. Конкретные замечания по содержанию, выводам, рекомендациям, оформлению работы с указанием разделов и страниц.

    9. Рекомендации по оценке научно – исследовательской работы.

    Рецензент ФИО рецензента

    дата место для подписи … ФИО рецензента

    Рекомендации:

    Вначале следует дать краткую общую оценку того, насколько убедительно учеником обоснована актуальность темы исследования, достаточно ли четко сформулирована его цель, правильно ли решены задачи, вытекающие из темы работы, носит ли она творческий самостоятельный характер, который должен проявляться в элементах новизны и прикладной ценности сделанных по материалам исследования выводов, предложений и рекомендаций.

    Затем необходимо отметить положительные стороны работы по отдельным ее главам и пунктам.

    Далее нужно указать недостатки и упущения в методике исследования по теме, в изложении материалов и техническом оформлении работы.

    В заключительной части рецензии излагается краткая оценка научной достоверности выводов, предложений и рекомендаций, содержащихся в работе. Желательно также, чтобы рецензент указал на возможность использования содержащихся в работе аналитических материалов и выводов в практической деятельности.

    Заканчивая рецензию, следует указать, какой оценки заслуживает научно – исследовательская работа.

    Например: Работа соответствует по содержанию избранной теме.

    Исследование основывается на значительном научном аппарате. Автором учтены …, использована научная литература…. Приведенные примеры иллюстрируют теоретические положения, приводимые в работе. Однако нелогичным представляется то, что автор ограничился …. и т.д.

    Рецензия

    на научно – исследовательскую работу «Эмоции и подросток (исследование эмоциональной сферы учащихся МОУ «Лицей №18» г. Новочебоксарска)» ученицы 6 «А» класса МОУ «Лицей №18» г. Новочебоксарска Года Анастасии Юрьевны.

    Работа Года Анастасии посвящена вопросу изучения особенностей развития эмоционально – волевой сферы личности подростка на примере эмоционального состояния учащихся 6 – а и 6 – б классов МОУ «Лицей №18». Настя готовила работу на основе материалов, собранных в ходе изучения специальной литературы, касающейся детско-юношеской психологии, и данных, полученных в ходе анкетирования своих сверстников.

    Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс. Важно не упустить момент и научить подростка управлять собственными эмоциями.

    Автором проведена серьёзная работа по вопросу изучения особенностей развития эмоционально – волевой сферы личности подростка. Года А. с помощью анкетирования показывает, в каком эмоциональном состоянии пребывают подростки. Анастасия рассматривает разновидности эмоций и их причины. Автор на основе большого фактического материала рассматривает роль эмоций в жизни человека, способы управления своим настроением и душевным состоянием. Для осуществления исследования ученица использовала различные методики, в частности методику Айзенка, методику определения эмоциональной напряжённости, методику выявления эмоционального фона развития учащихся.

    Работа выполнена на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Автор не только показывает результаты анкетирования, но и делает собственный анализ, выявляет причины таких результатов. Определение эмоционального состояния подростков, представленное автором в работе, может явиться путеводной звездой для учителей, психологов, работающих с детьми оно показывает, на что, прежде всего, нужно обратить внимание в работе с детьми. Может послужить кратким пособием в общении с подростками и для родителей.

    Рецензируемая работа чётко структурирована: имеются введение, постановка задач, основное содержание, выводы, список изученной литературы.

    Научно - исследовательская работа Анастасии Года «Эмоции и подросток (исследование эмоциональной сферы учащихся МОУ «Лицей №18» г. Новочебоксарска)» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Может быть рекомендована к защите на пленарном заседании XIII конференции – фестивале творчества молодёжи и школьников «Наука. Творчество. Развитие».

    Рецензент: __________________________________________________________________

    Дата: «______»______________ 2010 г. Подпись: ____________/_______________ /

    Каталог статей

    Рецензии на учебно-исследовательские работы и экологические проекты учащихся, поданные на экологическую Конференцию 2013 года(2)

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Карасевич Анастасии, ученицы 11 класса средней школы №6

    «Промышленные и бытовые отходы и их влияние на здоровье человека»

    Руководитель: Карасевич Е.Г. учитель биологии

    Работа выполнена на 30 листах, включает в себя следующие разделы: введение, основную часть, материалы и методы исследования, результаты, заключение, список литературы, приложение.

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: четко обозначены, однако носят частично слишком общий характер, оценка влияния на здоровье проводится не может.

    Теоретическая часть (литературный обзор): 6 источников, ссылки не приводятся, цитаты не показаны.

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): срок ведения - 2 месяца, анализ итогов анкетирования не приведен, оценка проводится по разным показателям, часто не связанным напрямую между собой («замусоривание влияет на эстетическое состояние», «очистка села обходится дорого», «обращались в различные инстанции с жалобой на замусоривание» и т.д.).

    Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: абсолютно не соответствуют важнейшим задачам, нечетко сформулированы.

    Предложение практических рекомендаций наличие регионального компонента: региональный компонент четкий, практические рекомендации носят общий характер.

    Оформление работы: не соответствует требованиям.

    Рекомендации и предложения по дальнейшему исследованию: тема в данной постановке ошибочна, необходимо изучить хотя бы какой-то эколого-биологический аспект проблемы.

    Резюме: в данном виде работа малоперспективна.

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Чернова Максима, ученика. класса средней школы №7

    «Экологическое состояние реки Чла, протекающей по территории МКОУ СОШ№7»

    Руководитель: Белицкая Е.Н. учитель географии

    Работа выполнена на 11 листах, включает в себя следующие разделы: введение, описание методик исследований, представление результатов, выводы, приложения (нет библиографии!).

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: задача исследования чрезвычайно актуальна и имеет как прикладное, так и общее научное значение. Новизна в данной работе просматривается лишь при учете рег.компонента.

    Теоретическая часть (литературный обзор): отсутствует.

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): материал весьма обширен, в присутствуют как социологические, так и естественнонаучные данные. Данные химических анализов не приводятся в таблицах, неясно, какое значение жесткость воды может иметь к экологическому состоянию реки. Биоценозы не изучались.

    Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: не четкие. Так, вывод «воды реки можно считать экологически полноценными. Их можно использовать для питья с предварительной отчисткой, а также для рыболовства и орошения» (с.6) противоречит «вода не пригодна для питья» (с.9), неясно как проводился анализ фосфора (с.9).

    Предложение практических рекомендаций наличие регионального компонента: предложения имеют общий социальный и экономический характер, региональный компонент четко выражен.

    Оформление работы: не соответствует требованиям.

    Рекомендации и предложения по дальнейшему исследованию: проконсультироваться со специалистами, использовать хотя бы отработанные методики с учетом биологического компонента (см. «Оценка экологического состояния воды в реке Чла по гидробиологическим показателям»).

    Резюме: в данном виде малоперспективна, при должной доработке (и, возможно, объединении данных) может быть рекомендована для участия в конкурсах эколого-биологического направления (ЮИОС - гидробиология, Водных проектов, ЭКПС).

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Баймурадовой Раяны, ученицы 5 класса средней школы №8

    «Проект «Мыльная радуга»

    Руководитель: Фомивко К.В. учитель начальных классов

    Работа выполнена на 21 листе, включает в себя следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список первоисточников, приложения.

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: вполне четко обозначены.

    Теоретическая часть (литературный обзор): имеется, 6 первоисточников.

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): проведен ряд экспериментов, поставленных (с учетом возраста участника) на высоком профессиональном уровне.

    Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: соответствуют.

    Предложение практических рекомендаций наличие регионального компонента: вся работа основана на практической возможности изготовления данного продукта.

    Оформление работы: соответствует практически всем требованиям.

    Рекомендации и предложения по дальнейшему исследованию: продолжить исследования с использованием экологических критериев.

    Резюме: интересная проектная работа.

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Гарбарь Ульяны, ученицы 7 класса средней школы №8

    «Исследование содержания йода в организме»

    Руководитель: Смольнякова О.И. учитель биологии

    Работа выполнена на листах, включает в себя следующие разделы: введение, исторические сведения, биологическая роль иода, методики исследования, результаты исследования, выводы, литература, приложения.

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: цель не полностью соответствует наименованию работы, задачи поставлены четко, актуальность очевидна, но не обозначена, как и новизна.

    Теоретическая часть (литературный обзор): 8 первоисточников, теоретический материал обширен, ссылки имеются не везде.

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): представленные данные весьма интересны! Причем все данные оформлены в виде удобных для чтения диаграмм.

    Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: весьма четко сформулированы, вывод «при сильном кипячении йод способен разрушаться в количестве до 50%» вряд ли может быть принят. Интересно узнать, в чем разница иодного дефицита в разных группах исследуемых обучающихся?

    Предложение практических рекомендаций наличие регионального компонента: имеются.

    Оформление работы: соответствует всем требованиям.

    Рекомендации и предложения по дальнейшему исследованию: рекомендуется дополнительно проконсультироваться по поводу методик, т.к. они имеет медицинский характер, со специалистами.

    Резюме: чрезвычайно интересная работа, требует дальнейшего продолжения на более высоком уровне.

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Клышевич Анастасии, ученицы 11 класса средней школы №8

    «Влияние агротехнических мероприятий на количество колорадского жука и урожайность картофеля»

    Руководитель: Смольнякова О.И. учитель биологии

    Работа выполнена на 22 листах, включает в себя следующие разделы: введение, литературный обзор, закладка опытного участка, результаты, выводы, список литературы.

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: четко сформулированы и весьма актуальны.

    Теоретическая часть (литературный обзор): 7 первоисточников, ссылки в тексте имеются, хотя оформлены не в полном соответствии с правилами.

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): работа имеет экспериментальную составляющую, объем материала весьма велик и проанализирован.

    Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: соответствуют.

    Предложение практических рекомендаций наличие регионального компонента: выражены.

    Оформление работы: в полной степени соответствуют требованиям.

    Рекомендации и предложения по дальнейшему исследованию: провести консультации со специалистами по поводу уточнения методик, статистически обработать представленные данные.

    Резюме: перспективная работа, принимала участие в краевых конкурсах (ЮИОС - Агроэкология, заочный и очный этапы).

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Черненко Андрея, ученика 9 класса средней школы №8

    «Влияние бобовых растений на урожайность картофеля»

    Руководитель: Смольнякова О.И. учитель биологии

    Работа выполнена на 11 листах, включает в себя следующие разделы: введение, основная часть, описание опыта, заключение.

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: не совсем четко обозначены, из задач лишь 3 соответствует цели и названию. Актуальность очевидна, новизна не обозначена.

    Теоретическая часть (литературный обзор): список литературы не приведен, ссылки в тексте отсутствуют.

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): материал обширен, слабо проанализирован, представлен в не совсем удобной табличной форме.

    Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: не совсем четко сформулированы.

    Предложение практических рекомендаций наличие регионального компонента: рег.компонент четко выражен, но не указывается, практических рекомендаций нет.

    Оформление работы: не в полной мере соответствует требованиям.

    Рекомендации и предложения по дальнейшему исследованию: глубже анализировать результаты, больше уделять внимания статистической обработке и методикам исследования. Проконсультироваться со специалистами.

    Резюме: при должной доработке работа весьма перспективна для участия в некоторых конкурсах эколого-биологического направления с сельскохозяйствееным уклоном.

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Поповой Маргариты, ученицы 9 класса средней школы №14

    «Качество воды и его влияние на здоровье человека»

    Руководитель: Лачинова Ф.Г. учитель биологии

    Работа выполнена на 39 листах, включает в себя следующие разделы: введение, главы 1-5, включающие как теоретическую часть, так и описание методик исследования, представление результатов, выводы, рекомендации, заключение, список литературы и приложения.

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: имеются, четко сформулированы, соответствуют наименованию работы, хотя «влияние воды на здоровье. » не изучалось и вряд ли могло быть изучено.

    Теоретическая часть (литературный обзор): материал обширен и интересен, проработано 11 источников, имеются все необходимые ссылки.

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): из работы не совсем ясно, какие именно пробы проводились на практике и их результаты.

    Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: в принципе соответствуют задачам, но вывод 2 основан на литературных источниках.

    Предложение практических рекомендаций наличие регионального компонента: рег.компонент ясно выражен, практические рекомендации носят слишком общий характер.

    Оформление работы: оформление ссылок неправильное (см.Овдиенко, «Рекомендации. »), в остальном отвечает требованиям.

    Рекомендации и предложения по дальнейшему исследованию: провести все приведенные анализы воды по комплексу показателей (включая микробиологический), предпочтительно не для водопроводной воды, а для воды природных источников общим число 4-6, обработать данные статистически, провести сравнительный анализ данных.

    Резюме: при выполнении рекомендаций может быть рекомендована на конкурс водных проектов.

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Тулпаровой Миланы, ученицы 9 класса средней школы №15

    «Макро- и микроэлементы в организме человека»

    Руководитель: Меркулова Т.В. учитель биологии

    Работа выполнена на 26 листах, включает в себя следующие разделы: введение, теоретическую часть, практическую часть, выводы, список литературы и иных источников, приложения.

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: цель является весьма общей, задачи сформулированы четко, актуальность работы, как и ее новизна с учетом рег.компонента, явственно просматриваются.

    Теоретическая часть (литературный обзор): использовано 11 источников, ссылок на источники отсутствуют, в том числе и при описании методик исследования (анкета?)

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): проведено анкетирование учащихся школы, но указания источника методики нет. В таблицах нет среднего значения для социальных групп опрашиваемых.

    Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: носят несколько общих характер, экологические причины повышенного или пониженного содержания хим. элементов не изучались, хотя, как следует из самих таблиц - опросников, это могло бы быть сделано.

    Предложение практических рекомендаций наличие регионального компонента: не ясны.

    Оформление работы: частично соответствует требованиям.

    Рекомендации и предложения по дальнейшему исследованию: математически обработать все полученные данные, получить консультации специалистов в области химии, диетологии, статистики.

    Резюме: в данном виде, к сожалению, мало перспективна. После серьезной доработки может быть рекомендована для участия в Ставропольской открытой конференции («Биомедицина»).

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Гончаровой Евгении, ученицы 8 класса средней школы №15

    «Окраска хлопчатобумажной ткани природными красителями»

    Руководитель: Меркулова Т.В. учитель биологии

    Работа выполнена на 18 листах, включает в себя следующие разделы: введение, теоретическую и практическую части, заключение, список литературы, приложения.

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: поставлены четко, тематика весьма актуальна.

    Теоретическая часть (литературный обзор): приведено 11 первоисточников, ссылки отсутствуют.

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): к сожалению, отсутствуют как текстовые данные, так и иллюстрации. Оценка может проводиться только после просмотра презентации.

    Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: сформулированы недостаточно четко, однако поставленным задачам соответствуют.

    Предложение практических рекомендаций наличие регионального компонента: имеются.

    Оформление работы: частично соответствует требованиям.

    Рекомендации и предложения по дальнейшему исследованию: иллюстрировать работу цветными фотографиями, подобрать экспериментально оптимальные красители и условия крашения, попробовать оценить запасы сырья тех или иных растений - красителей на территории села, подсчитать экономическое значение.

    Резюме: очень интересная работа, на данном этапе недостаточно перспективна.

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Овсянниковой Елены, ученицы 8 класса средней школы №15

    «Дикорастущие травянистые растения флоры села Казинка в национальной кухне»

    Руководитель: Гриценко Г.Ф. руководитель школьного музея

    Работа выполнена на 12 листах, включает в себя следующие разделы: введение, обзор литературы, описание методик исследования, представление результатов исследования, выводы, список источников, приложения.

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: поставлены четко и полностью соответствуют названию, тематика актуальна и интересна, новизна наблюдается с учетом места ведения исследования.

    Теоретическая часть (литературный обзор): хотя обзор источников приведен тщательно и снабжен ссылками, список самих первоисточников в рецензируемой работе отсутствует.

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): объем данных весьма велик, однако в таблице (с.6-8) допущены ошибки в названиях, некоторые названия растений некорректны либо ошибочны, в «таблице по использованию дикоросов» (с.10) зачем-то упомянуты «культивируемые», в том числе интродуцент - базилик. Хотя таблица характеризует «использование дикоросов, произрастающих на территории села Казинка и её окрестностях», в ней упоминается Menyanthes trifoliata, которая, по свидетельству автора работы и опрашиваемых жителей, на территории отсутствует, а сбор проводился в Тюменской области.

    Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: поставленные задачи выполнены.

    Предложение практических рекомендаций наличие регионального компонента: все работа строится на региональном компоненте и имеет не столько эколого-биологическую, сколько краеведческо-социологическую направленность.

    Оформление работы: не в полной мере соответствует требованиям: нет списка литературы, использованы различные шрифты, не верно указываются ссылки на первоисточник информации, нет нумерации и названия приводимых таблиц.

    Рекомендации и предложения по дальнейшему исследованию: изучить эколого-биологические факторы и особенности, больше уделять внимания оформлению работы, иллюстрировать более значимыми авторскими фотографиями, графиками, диаграммами, провести математический анализ данных.

    Резюме: в настоящем виде для конкурсов эколого-биологического направления малоперспективна.

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Паньковой Татьяны, ученицы 9 класса средней школы №9

    «Исследование свойств глаза и создание программы корректировки зрения с помощью специальных упражнений»

    Руководитель: Глушко О.О. учитель биологии

    Работа выполнена на 30 листах (из которых 13-30 - приложения), не разделена на разделы, что затрудняет восприятие.

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: цель не несет исследовательского характера, как и название, задачи интересны и крайне актуальны.

    Теоретическая часть (литературный обзор): проработан обширнейший материал (29 источников), приведен ряд любопытных методик.

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): работа большей частью имеет проектный характер.

    Формулировка выводов и их соответствие оставленным задачам: нечетко сформулированы.

    Предложение практических рекомендаций наличие регионального компонента: рег.компонент не очень четкий, предложения реальны, выполнимы и могут иметь прикладное значение.

    Оформление работы: не полностью соответствует требованиям.

    Рекомендации и предложения по дальнейшему исследованию: учитывая проектный характер работы, отсутствуют.

    Резюме: в данном виде работа малоперспективна для участия в конкурсах исследований эколого-биологического направления.

    РЕЦЕНЗИЯ

    на работу Камневой Анны, ученицы 7 класса средней школы №12

    «Изучение биологических особенностей двух видов дуба на территории школьного питомника»

    Руководитель: Воробьева И.А.

    Научный консультант работы: Алейникова Татьяна Геннадьевна, участковый Ставропольского участкового лесничества ГКУ «Ставропольское лесничество»

    Работа выполнена на 15 листах, включает в себя следующие разделы: введение, литературный обзор, описание места, времени и методик исследования, представление его результатов, планы, литературу (9 источников), приложения.

    Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: цель поставлена не совсем корректно, следует говорить о «размножении» задачи сформулированы четко и соответствуют названию работы и цели, актуальность и новизна исследования присутствуют.

    Теоретическая часть (литературный обзор): имеется ряд неточностей: так, на с.4 написано «Дуб (Quercus robur)», хотя название родовое на с.7 - «в лесах России довольно темно», что вряд ли приемлемо.

    Характеристика собственного исследовательского материала (срок ведения работы, его объем, достоверность): исследование проведено на высоком уровне и в течение значительного времени, наблюдения очень четкие.

    Источники: nsportal.ru, pandia.ru, master.festival.1september.ru, dopoln.ru

    Категория: Как правильно составить | Добавил: yanovvasil (16.06.2015)
    Просмотров: 1523 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar