Главная » Статьи » Как правильно составить

Решение совещания образец

Ведение протокола встречи

По окончании собрания или совещания необходимо составить протокол, в котором будут описаны принятые решения, а также зафиксировано, кто из присутствующих получил задание. Было бы разумно попробовать оценить собрание: подумать, что получилось и над чем еще нужно поработать, чтобы в следующий раз мероприятие прошло более успешно.

Нежелательно, чтобы протокол вел председатель собрания. Записи должен делать профессиональный секретарь, для того чтобы у председателя была возможность контролировать обсуждение.

В ходе заседания

Человек, который ведет протокол, должен делать следующее:

• записывать важные мысли напротив каждого вопроса, вынесенного на повестку дня фиксировать принятое решение и лицо, ответственное за его выполнение

• помогать председателю вести собрание (особенно при проведении официальных встреч) согласно правилам

• иметь под рукой протокол и повестку дня предыдущего собрания, а также дубликаты этих документов для неинформированных участников

• контролировать время, предназначенное для обсуждения каждого вопроса. Это поможет не задерживаться на какой-либо одной теме.

Иногда во время проведения собрания приходится одновременно делать стенограмму и краткие записи.

Убедитесь, что секретарь очень внимательно слушает и записывает важные детали и ключевые фразы. Также он должен записывать имена и фамилии всех выступающих, чтобы предупредить возможные недоразумения.

По окончании совещания

После совещания протокол необходимо оформить согласно правилам. Это лучше сделать сразу же после совещания, по горячим следам. Откладывать на потом – плохое решение.

В протоколе обязательно должны быть:

• шапка с указанием целей встречи и даты проведения

• список присутствующих лиц

• список лиц, не пришедших на собрание

• краткое содержание принятых решений, вклад участников заседания в решение того или иного вопроса

• принятые решения и перечень сотрудников, получивших задание.

Протокол должен содержать краткое описание собрания в деловом стиле. Для этого необходимо:

• использовать только косвенную речь, писать в прошедшем времени. Например: «Джим Смит отметил, что…», «Джейн Браун сказала, что это не сложно, потому что…», «Было решено…»

• записывать только основные факты, не указывая личных мнений

• выделять задания жирным шрифтом или же записывать в таблице с заданиями, указывая фамилию и должность человека, отвечающего за их выполнение.

Прежде чем напечатать протокол, убедитесь, что его содержание соответствует реальному положению дел, так как неточности могут привести к недоразумениям.

Необходимо помнить, что протокол не конечный результат собрания, а руководство к дальнейшим действиям. Имея протокол, вы будете уверены, что все сотрудники в курсе обсуждавшихся на совещании вопросов и принятых решений.

Оценка совещания или собрания

Большинство людей, которые проводят совещания или собрания, утомившись от этого нелегкого занятия, радуются их завершению и поэтому не утруждают себя подробным анализом проведенной встречи. Если вам приходится проводить заседания постоянно, по окончании заседания следует обдумать, все ли получилось, как запланировано. Также во избежание ошибок при проведении следующего совещания желательно поинтересоваться мнением других его участников.

Наиболее простой способ узнать мнение других людей – попросить их заполнить небольшую, заранее подготовленную анкету.

Можно задать следующие вопросы:

• Было ли полезным для вас это собрание? (Да/нет.)

• Сказали ли все, что было необходимо? (Да/ нет.)

• Довольны ли вы организацией собрания? (Да/нет.)

• Знаете ли вы, что нужно делать по окончании собрания? (Да/нет.)

• Есть ли у вас комментарии?

Получив ответы (даже если на вопрос о комментариях никто не даст развернутого ответа), вы сможете оценить, насколько успешно прошло собрание, допущены ли какие-нибудь оплошности. И в следующий раз попытаетесь провести собрание на более высоком уровне.

Составление протокола – очень важный вид деятельности при проведении собрания. Ведение протокола позволяет сохранить содержание всей встречи в письменном виде и позднее избежать искажения принятых решений.

Протокол составляется в лаконичной форме непосредственно после заседания. Протокол должен быть четким и понятным для всех, а также способствовать тому, чтобы люди приняли к сведению полученные задания. Этот документ поможет вам быть уверенным в том, что встреча прошла успешно и результативно.

Подготовка совещаний и оформление протокола

О каком протоколе пойдет речь?

В практике управления применяются такие разновидности протокола, как протокол о намерениях, протоколы согласования, протоколы изъятия вещественных доказательств (документов). В числе основных документов общего собрания акционеров закон называет протокол собрания и протоколы счетной комиссии.

Кроме того, протокол может составляться одним должностным лицом в ходе реализации им административных функций - протокол дорожно-транспортного происшествия, протокол задержания и др. Каждая из этих разновидностей протокола имеет соответствующую типовую форму.

Мы же в настоящей статье будем говорить о протоколе, составляемом по итогам коллегиального управленческого действия - собрания, совещания или заседания. Данный документ предназначен для документального оформления коллегиального обсуждения вопросов и принятия решений.

В российском делопроизводстве протокол применяется с начала ХVIII века, с того периода, когда в управленческой практике стало практиковаться обсуждение вопроса перед принятием решения. Исторически сложилось, что протокол является:

  • и информационным документом (в нем документируется ход обсуждения),
  • и распорядительным документом (фиксируется принятое в результате обсуждения решение).
  • В современной управленческой практике протоколы составляют для документирования деятельности совещаний, проводимых руководителями разных рангов. Протоколы используют также для отражения работы конференций, собраний, семинаров и т. д.

    Решение о необходимости составления протокола во время оперативных совещаний принимает руководитель, который их назначает и проводит. Если речь на совещании пойдет об информировании подчиненных по какой-то проблеме, о разъяснении принятого ранее решения и др. то протокол может и не понадобиться. Но необходимость составления протокола такого оперативного совещания тоже возможна. В этом случае протокол зафиксирует состав присутствующих, высказанные мнения или предложения.

    Подготовка к проведению совещания

    Особенности документирования работы постоянно действующих коллегиальных органов

    Постоянно действующие коллегиальные органы (советы, коллегии, комиссии) отличаются высокой степенью организации своей работы.

    Выражается это в наличии:

  • регламента работы
  • плана работы на ближайший год
  • собственного аппарата, возглавляемого секретарем.
  • Данный список из трех пунктов (программа максимум) в реальности может сократиться до одного-единственного секретаря коллегиального органа (программа минимум). Теперь прокомментируем эти три пункта подробнее.

    В регламенте коллегиального органа определяется периодичность заседаний, вид принимаемых решений, порядок документирования деятельности, день и время заседания. Иногда на предприятиях встречаются регламенты проведения совещаний, относящиеся к работе не одного коллегиального органа, а любой коллегиальной деятельности.

    Протокол относится к числу необходимых документов, прежде всего потому, что фиксирует факт проведения заседания, принятые на нем решения, сроки их выполнения. Этот документ может в дальнейшем служить основанием для издания решения или постановления (т.е. распорядительного документа) данного коллегиального органа.

    Постоянно действующие коллегиальные органы должны иметь план работы на год. в который включают основные вопросы, намеченные к обсуждению.

    Постоянно действующие коллегиальные органы обычно имеют аппарат. который обеспечивает работу этого органа. Возглавляет это подразделение секретарь (секретарь ученого совета, секретарь коллегии и др.), который относится к категории специалистов или руководителей. Это должностное лицо несет ответственность и за организацию заседаний, и за документирование деятельности постоянно действующих коллегиальных органов, и за сохранность документов.

    Подготовка собраний

    Но собрания как форма коллегиального способа принятия решения могут проводиться в любом составе участников, не только членов коллегиального органа. Это могут быть совещания руководителей департаментов или совещания специалистов определенных структурных подразделений по какой-то конкретной проблеме. В любом случае, когда речь заходит об организации встречи более чем 3 человек, это нельзя пускать на самотек. Чем качественнее будет подготовка собрания, тем меньше времени будет потрачено на обсуждение в ходе самой встречи и тем более эффективные решения будут приняты.

    В ходе подготовки заседания последовательно возникают документы, которые затем становятся приложениями к протоколу, или в него перетекает информация из них.

    Первым документом из этого ряда является повестка дн я. Она составляется секретарем на основе указаний председателя (коллегиального органа или данного конкретного собрания) и положений регламента (если таковой имеется). При формировании повестки дня необходимо учитывать сложность обсуждаемых вопросов с тем, чтобы обсуждение укладывалось в отведенное для заседания время.

    Повестка дня рассылается участникам заседания и приглашенным. Несколько экземпляров повестки остается у секретаря. Они используются для составления будущего протокола, для ведения заседания.

    В повестке указывается количество и последовательность обсуждаемых вопросов, фамилии докладчиков, дата и время проведения заседания, а также место его проведения. Таким образом, повестка дня одновременно является документом оповещения о предстоящем заседании и приглашением участников.

    Форма повестки может быть любой. Приведем два варианта первый - более официальный (см. Пример 1), а второй подойдет и для проведения оперативных совещаний (см. Пример 2). Хотя именно при подготовке оперативных совещаний секретарь часто игнорирует рассылку повестки в письменном виде, ограничиваясь только устным информированием участников.

    Документирование подготовки и проведения совещаний, их история и классификация

    И.В. Топчиева, к.и.н. доц. РГГУ

  • Совещания как вид управленческой деятельности, их история и классификация
  • Документирование подготовки разных типов совещаний: оперативного, итогового, коллегиального органа
  • Документы, образующиеся в результате подготовки совещаний
  • Процесс управления на всех уровнях становится все более сложным и комплексным. Его задачи невозможно решить без привлечения многих специалистов. Именно совещания позволяют рассмотреть задачи, которые требуют обмена мнениями и информацией по возникающим вопросам с участием руководителей и исполнителей.

    Совещанием считается вид управленческой деятельности, когда определенное количество участников собирается в обусловленное время в заранее оговоренном месте для обсуждения и принятия решения по ранее поставленным вопросам.

    Следует заметить, что термин «совещание» употребляется уже не одно столетие. Так, согласно Толковому словарю живого Великорусского языка Владимира Даля «совещаться с кем о чем - советоваться, обсуждать и решать, сговариваться, условливаться, выслушивать мнение о чем другого, соглашаться сообща, договариваться.

    По важным делам правители совещаются с доверенными людьми, равно и выборными. Совещанье- действие по глаголу советоваться.- собрание, сход, съезд, условная встреча для совета или переговоров о чем-либо. Совещатель-ница.- участник в совещании, в совете.

    Совещательное место, присутствие, где у всякого члена совещательный голос и дела решаются по большинству голосов. Известно, что в начале 20в. в Российской империи совещаниям, как виду управленческой деятельности, уделялось большое внимание, на них возлагались большие надежды.

    Так, на протяжении 1905 года, в связи с обострением внутриполитической обстановки в государстве, правительством было создано несколько проектов Положения о выборах в Государственную Думу. Император Николай II 18 февраля 1905г. издал рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина, в котором поручалось создать Особое совещание для разработки основ «думской» избирательной системы. Особое совещание завершило свою работу в мае того же года и сформировало, согласно поставленной задаче, концептуальные основы выборных правил и процедур. Главным результатом работы совещания был вывод о том, что необходимо создать выборный представительный орган, в котором будут заседать депутаты, избранные населением.

    Предложенный Особым совещанием законопроект прошел обсуждение в совете министров, после чего передан в Государственный совет. Однако, окончательное обсуждение избирательной системы было вынесено на заседание Особого совещания под председательством императора Николая II. Заседание проходило с 19 по 26 июля 1905г. в Петергофе, поэтому получило название Петергофского совещания, на котором были утверждены правовые акты, определявшие юридический статус Государственной Думы, ее полномочия и избирательную систему.

    Позднее, осенью того же года во главе с Д.М.Сельским было учреждено особое Совещание, создание которого 28 октября 1905г. одобрил император Николай II.

    Главной задачей Совещания была разработка реформы Государственного совета. Результатом работы Совещания Сельского стал «Проект изменений и заполнений в Учреждении Государственного совета».

    При участии императора Николая II с 14 по 16 февраля 1906г. в Царском Селе собралось специальное Совещание для выработки окончательной редакции разработанного проекта, однако существенных изменений в представленный проект Царскосельское совещание не внесло. На совещании постановили, что председатель Государственного совета будет обладать правом самостоятельно решать вопрос о допуске публики на заседания Совета.

    Реформа Государственного совета была обусловлена, в значительной степени, созданием нового органа - Государственной думы, поэтому основными вопросами были следующие:

  • Права Государственного совета и Государственной думы
  • Изменения в составе Совета
  • Порядок производства дел в Государственном совете.
  • Таким образом, особые Совещания 1905-1906гг. решали важнейшие вопросы государственного управления. Они созывались по инициативе правительства с участием императора Российского и выражали, в первую очередь, интересы господствующих классов.

    Однако, такую форму решения сложнейших вопросов как совещания в начале ХХ века использовали их оппоненты в классовой борьбе, т.е. большевики.

    Так 30 июля-1 августа( 12-14 августа) 1904г. близ Женевы состоялось совещание 22-х большевиков. Именно это совещание положило начало объединению партийных комитетов и организаций, которые стояли на ленинской платформе.

    8-17(21-30) июня 1909 г. в Париже проходило совещание расширенной редакции «Пролетария», участниками которого были 9 членов Большевистского центра, 3 представителя российских и партийных организаций, Н.К.Крупская, член третьей Государственной думы Н.Г. Полетаев и др.

    Там же, в Париже 14-17(27-30) декабря 1911г. проходило Совещание заграничных большевистских групп с целью сплочения сил большевиков за границей, а также оказания поддержки Российской организационной комиссии (РОК), созывавшей VI общепартийную конференцию. (Там же, г.210).

    Перечень партийных совещаний большевиков в Париже, Женеве и других городах можно было бы продолжить.

    Практику проведения партийных совещаний на высшем уровне использовали последователи и преемники большевиков - коммунисты.

    Так, в Москве проходили Совещания представителей коммунистических и рабочих партий в 1957, 1960, 1969 гг. Эти Совещания были формой организационных связей между коммунистическими партиями, которые получили широкое распространение после роспуска Коммунистического интернационала в конце 50-х годов 20 века.

    Помимо Москвы, классовые единомышленники встречались, главным образом, в Брюсселе.

    С 1 по 3 июня 1965г. в Брюсселе состоялось Совещание 19 коммунистических и рабочих партий капиталистических стран Европы

    Несколько раньше 1-2 апреля 1959г. в Брюсселе проходило Совещание представителей коммунистических партий стран-участниц Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) (с.216).

    Одним из самых значительных совещаний ХХ в. считается Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое проходило в несколько этапов.

    1 этап- с 3 по 7 июля 1973г. в Хельсинки на уровне министров иностранных дел.

    2 этап- 18 сентября 1973-21 июля 1975г. в Женеве. Работа осуществлялась турами от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначаемых государствами-участниками.

    3 этап- 30 июля-1 августа 1975г. в Хельсинки на уровне высших политических и государственных руководителей стран-участниц Совещания, возглавляющих национальные делегации.

    Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе состоял из согласованных договоренностей по всем пунктам повестки дня.

    Такова краткая история совещаний как формы принятия коллегиальных решений.

    Эта форма нашла широкое применение в деловой управленческой практике постсоветской России.

    Совещания относятся к одному из самых дорогостоящих видов управленческой деятельности, т.к. в них участвует много работников, привлекаются специалисты, эксперты, консультанты и т.д.

    Именно поэтому на совещания выносятся наиболее сложные, важные и требующие тщательного изучения, обсуждения, анализа, проблемы:

  • Решение важнейших служебных вопросов
  • Принятие ответственных решений, главным образом, в области организационно-правовой и материально-финансовой деятельности.
  • Классификация совещаний

    Совещания отличаются друг от друга и делятся на несколько групп. В современной управленческой деятельности наибольшее распространение получила следующая классификация совещаний:

  • В зависимости от тематики обсуждаемых вопросов:
  • Административные
  • Финансовые
  • По управлению персоналом
  • В зависимости от целей совещания:
  • Деловые
  • Производственные (оперативные, диспетчерские)
  • Инструктивные
  • Информационные
  • Консультационные
  • Совещания рабочих групп, комиссий, комитетов
  • Итоговые
  • Рассмотрим более подробно каждое из вышеназванных.

    Деловые совещания созываются для принятия решений. Они имеют повестку дня, участники делятся информацией, обсуждают вопросы повестки дня, оценивают состояние дел, принимают по ним решения и распределяют обязанности.

    Производственные (оперативные, диспетчерские) совещания созываются для получения информации о текущей ситуации, выяснении возникших проблем, заслушивание отчетов о проделанной работе, по результатам контроля исполнения документов, по решению конфликтных управленческих ситуаций.

    Информационные совещания созываются для передачи информации на нижние уровни организации. Например, на предварительном совещании, посвященном аттестации или очередному лицензированию учебного заведения, доводится информация о целях, методах подготовки мероприятия, а также формах общения внутри самой организации и работников с членами лицензионной комиссии.

    Инструктивные совещания проводятся для того, чтобы проинструктировать персонал о предстоящей работе, распределении полномочий и ответственности. Как правило, такие совещания организовываются в том случае, когда до исполнителей необходимо довести решения вышестоящих органов, инстанций ( Министерств, Ведомств, Руководства Холдинга, Федерального органа власти и т.д.), которые уже приняли решение.

    На инструктивном совещании работникам организации надо лишь сообщить, что требуется от сотрудников, что от них ожидают и объяснить им их роль в решении сформулированного высшими инстанциями поручения, задания.

    Решение указанных органов, как правило, обсуждению не подлежит, а является руководством к действию, однако основания и последствия решений должны быть доведены до персонала и разъяснены ему.

    Консультационные совещания, главным образом, решают задачу выявления потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Например, их проводят с поставщиками, работниками организации, потребителями продукции или услуг, чтобы «разговорить» людей и получить от них нужную информацию.

    Совещания комиссий, комитетов, рабочих групп созываются для того, чтобы детально распланировать совместные действия. Рабочие группы объединяют представителей служб и подразделений различных уровней управления одной организации. На таких совещаниях присутствуют равноправные участники, высказывающие свои идеи, предложения, мнения, например, по подготовке и проведению крупного мероприятия.

    Итоговые совещания, соответственно своему названию, подводят достигнутые успехи организации в целом, ее структурного подразделения (подразделений) или отдельных работников.

  • В зависимости от периодичности проведения совещаний:
  • Совещания разового характера - круглый стол, конференция
  • Систематические совещания - собрания коллегиальных органов
  • Итоговые совещания - по окончанию периода деятельности
  • Еженедельные, ежедневные совещания- планерки по оперативным вопросам.
  • В зависимости от состава участников:
  • Международные
  • Всероссийские
  • Областные, региональные
  • Внутриучрежденческие.
  • В зависимости от продолжительности совещания:
  • Многодневные
  • Однодневные
  • Несколько часов
  • Не более получаса- часа.
  • Совещания могут быть также плановые и внеплановые.

    Совещание - один из важнейших элементов организационной культуры, которой, как считается, важно овладеть каждому руководителю. Большую помощь в подготовке и проведении совещаний оказывает помощник (секретарь) руководителя.

    Учитывая, что процесс подготовки совещаний различных типов имеет свои особенности, рассмотрим 3 основных типа совещаний:

  • Оперативное
  • Отчетное (Итоговое)
  • Коллегиального органа.
  • Оперативные совещания называются на практике планерками, летучками, пятиминутками.

    Основные вопросы, рассматриваемые на таких совещаниях:

  • Обсуждение и принятие решений по вопросам текущей деятельности с учетом мнения участников
  • Обмен мнениями и постановка задач по текущей деятельности, координация работы
  • Проверка поручений с предыдущих совещаний
  • Информация о новостях.
  • Основанием для проведения оперативных совещаний является решение или поручение руководителя.

    Местом проведения, как правило, является кабинет руководителя.

    Длительность и периодичность таких совещаний 1-1,5 часа 1 раз в неделю и/или 10-15 минут ежедневно.

    Так, в лечебных учреждениях (особенно стационарного типа) 5-минутки проводятся ежедневно у главного врача.

    На производствах, связанных с выпуском ответственной продукции, тоже проводят 5-минутки у главного инженера или главного технолога.

    В научно-исследовательских институтах Российской Академии Наук и «малых» академиях, например, Российской Академии Образования, такие совещания проводят 1 раз в неделю в кабинете директора или зам. директора по научной работе.

    Дополнительного оповещения работников такого типа совещания не требуют, так как регламент стандартный.

    Регламент - правила, регулирующие порядок какой- нибудь деятельности (Регламент заседания).

    В данном случае регламент устанавливает:

    - день недели,

    - время,

    - продолжительность совещания,

    - круг участников.

    Участниками такого типа совещания являются руководители структурных подразделений или их заместители, поэтому все структурные подразделения имеют своих представителей на заседании.

    Очень важно такие совещания не переносить и не отменять, так как это повышает значимость данных мероприятий. Сотрудники должны знать, что совещание непременно состоится в назначенный день и время.

    Непосредственная подготовка к совещанию включает следующие этапы, которые документируются:

  • Разработка плана
  • Внесение записи в тетрадь совещаний
  • Сбор и анализ форм контроля поручений
  • Проверка готовности помещения.
  • Разработка плана заключается в том, что секретарь совместно с руководителем составляет план, в котором фиксируются основные вопросы, подлежащие обсуждению.

    Тетрадь совещаний . согласно своему названию, существует для того, чтобы в течение всей недели записывать в нее вопросы, которые необходимо обсудить на совещании. Таким образом, подготовка совещания упрощается.

    Сбор и анализ форм контроля поручений заключается в том, что за полчаса-час до совещания руководитель совместно с секретарем просматривает записи предыдущих совещаний . свои записи за неделю . корректирует план совещания.

    Участники совещания готовятся к совещанию, заполняя необходимые формы и отчеты . За день- два до совещания секретарь проверяет, все ли поручения выполнены, передает результаты проверки руководителю или сам анализирует работу в письменном виде.

    Отчетные (итоговые) совещания.

    Основные задачи, решаемые на таких совещаниях:

  • Завершение проекта (включая финансовые результаты деятельности), подведение итогов работы организации за определенный период (квартал, год)
  • Заслушивание отчетов руководителей о выполненной работе
  • Постановка задач на новый период и утверждение планов работы.
  • Для проведения этого типа совещаний обязательным основанием является распорядительный документ - приказ руководителя по основной деятельности об организации совещания и формировании временного аппарата (рабочей группы) из нескольких сотрудников под руководством ответственного лица из числа помощников руководителя.

    Местом для проведения годовых совещаний служит конференц-зал или комната для переговоров.

    Длительность и периодичность отчетных совещаний составляет 1,5-2,5 часа в начале каждого отчетного периода (раз в месяц или в квартал). Нередко проводят два совещания: одно - отчетное, другое - по планам.

    Оповещение участников о дате, времени, продолжительности и повестке дня совещания осуществляет секретарь за неделю до проведения.

    Оповещение может быть проведено двумя способами:

  • Письменно с посылкой приглашения (извещения)
  • Устно по телефону.
  • Если все участники совещания работники одной организации, достаточно их оповестить секретарем по телефону.

    Распространенным способом приглашения на совещание является телефонограммы . Они используются, как правило, для приглашения сотрудников подведомственных организаций. Текст телефонограммы составляется в одном экземпляре и согласовывается с руководителем.

    Если для участия в совещании приглашаются сотрудники других организаций, составляется письмо-приглашение.

    В таком письме указывается:

  • Кто проводит совещание
  • Вопросы для обсуждения
  • Время (дата и час)
  • Место проведения.
  • Все это указывается в обязательном порядке. Дополнительно могут быть указаны:

  • Предоставление гостиницы, ее стоимость
  • Необходимость подтверждения участия.
  • Если не предполагается посылка повторного приглашения после подтверждения об участии, в первом письме- приглашении дается полный адрес места проведения совещания с подробным описанием, как проехать и пройти. Нередко делается графическая схема, которая значительно упрощает поиск.

    Если предполагается рассылка повторного приглашения лицам подтвердившим свое участие, то вышеуказанные сведения о полном адресе будут указаны в повторном приглашении.

    Сбор и отправка документов на изучение участникам совещания осуществляет секретарь. При этом документы для изучения должны попасть к участникам не позднее, чем за 1 день до совещания.

    Непосредственная подготовка к совещанию включает следующие этапы:

  • Составление плана и повестки дня
  • Сбор материалов от структурных подразделений
  • Технические и сервисные функции.
  • Совещание коллегиального органа.

    Основные вопросы, которые ставятся на подобного типа совещаниях:

  • Обсуждение вопросов, связанных с планирование направления деятельности
  • Ознакомление с результатами деятельности организации
  • Вопросы, связанные с содержанием Устава или иных документов.
  • Основанием для проведения совещания коллегиального органа является регламент проведения таких совещаний в соответствии с Уставом .

    Решение руководителя о проведении совещания коллегиального органа оформляется приказом с ссылкой на организационный документ (Устав, Положение) .

    Местом проведения мероприятия является зал заседаний организации.

    Длительность и периодичность совещаний подобного типа-1-2 раза в год или в соответствии с Учредительными документами . Длительность составляет несколько часов.

    Выработку повестки дня осуществляет руководитель.

    Круг участников определяется заранее составленным списком прошлого совещания.

    Итак, первый документ . который составляется,- повестка дня совещания .

    Список участников - это второй документ . который надо подготовить. Приглашать на любые виды совещаний следует только тех, без кого никак нельзя обойтись:

  • Работники, которых непосредственно касаются рассматриваемые вопросы
  • Исполнители решений
  • Сотрудники, располагающие специальными знаниями или имеющие опыт в решении аналогичных проблем.
  • Для четкой организации работы необходимо составлять списки по определенной форме . содержащей все впоследствии необходимые сведения для контроля за ходом не только подготовки, но и проведения совещания:

  • Фамилия, имя, отчество
  • Какую организацию представляет и должность в ней
  • Дата и способ направления приглашения
  • Подтверждение получения приглашения (дата)
  • Согласие принять участие в работе (Да/Нет)
  • Предполагает ли выступать (Тема выступления)
  • Нуждается ли в гостинице
  • Нуждается ли в билетах на обратный путь (самолет, поезд, дата, номер рейса)
  • Прибыл на заседание.
  • При необходимости список может дополняться другими вопросами . Такой список, размноженный в нужном количестве экземпляров, может быть использован в следующих случаях:

  • Во время регистрации
  • Может быть положен на стол президиума совещания, что позволит ведущим ориентироваться при непосредственной организации работы совещательного органа
  • Использован для работы хозяйственных структур, обслуживающих участников совещания.
  • Оповещение участников осуществляет секретарь: за 1-2 месяца рассылается повестка дня с указанием места и времени проведения совещания. По указанию руководителя секретарь может также дать объявление в СМИ.

    Для оперативной рассылки приглашений чаще всего используются современные способы передачи информации: факс, электронная почта.

    Сбор материалов при подготовке совещания осуществляет секретарь: он собирает доклады или тезисы докладов всех выступавших.

    Руководитель составляет проект решения по обсуждаемому вопросу или проект итоговых документов .

    Наличие проектов позволяет глубже вникнуть в документы, внести в них поправки, оперативно их обсудить.

    Кроме того, секретарь должен востребовать проекты решений от тех сотрудников, которые готовят вопрос и организовать их оформление.

    Все предполагаемые к совещанию документы должны быть собраны не менее чем за 48 часов и размножены и разосланы за 24 часа до совещания.

    В последнее время большие доклады (сообщения) практически не зачитываются. Участники совещания имеют их текст (или тезисы) и, следовательно, докладчик в ограниченные временные рамки подчеркивает лишь самые основные положения своего выступления.

    Таким образом, процесс подготовки различных типов совещаний, независимо от степени их важности, масштабов, периодичности и продолжительности, предполагает обязательным документирование основных этапов подготовки.

    При подготовке оперативных совещаний образуются следующие документы:

    При подготовке итоговых совещаний .

    При подготовке совещаний коллегиальных органов :

  • регламент проведения таких совещаний в соответствии с Уставом
  • приказ руководителя по основной деятельности с ссылкой на организационный документ (Устав . Положение )
  • повестка дня
  • список участников по определенной установленной форме
  • доклады или тезисы докладов всех выступающих
  • проекты решений по обсуждаемому вопросу (вопросам) или проекты итоговых документов.
  • Проведение (обслуживание) совещаний

    Обязательным условием проведения совещания является регистрация его участников.

    Протокол заседания совместного совещания по вопросам

    Предложенная система соответствует рабочей документации и техническому заданию. Регистрация присутствующих на заседании чрезвычайно важный момент, поскольку решения коллегиального органа обладает юридической силой лишь при наличии кворума, а также в том случае, если все участники заседания обладают достаточными полномочиями для участия в голосовании по принимаемым решениям. Но сначала можно пройти несколько бесплатных уроков оказывается я оформляла протоколы бог знает как.

    Рекомендации по документационному обеспечению деятельности органов исполнительной власти (администраций краев, областей, городов федерального значения, органов местного самоуправления). Если в протокол включен только один вопрос, то нумерация не производится (перед словом слушали цифра 1 не ставится). О ходе работы над темой правила издания исторических документов в беларуси.

    Ягодкина 16 человек (список прилагается) или перечислить их в алфавитном порядке доклад заместителя главного бухгалтера вольской м. О хранении аудиозаписей протоколируемых заседаний и совещаний читайте на стр. Какой именно следует вести протокол в каждом конкретном случае, устанавливается в регламенте работы коллегиального органа или решается председателем коллегиального органа.

    Список присутствующих отделяется от основной части протокола сплошной чертой печатается после перечисления присутствующих и приглашенных во вводной части текст состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Протокол, как правило, относят к группе справочно-информационных документов, так как в нем фиксируется информация, необходимая в справочных целях, в первую очередь для принятия управленческих решений. Итак, посмотрите на возможные варианты оформления датой протокола является день проведения заседания. При необходимости в этом же разделе протокола фиксируются вопросы, заданные докладчику, и его ответы по следующей форме если будет принято решение об эмиссии акций общества, предусматривается ли выпуск привилегированных акций? Нет, будут выпущены только обыкновенные акции. Я надеюсь, что с помощью приведенных образцов вам теперь легко удастся составить любой протокол заседания. Конкретную дату готовности протокола может назначить руководитель, который вел совещание, или председатель постоянно действующего коллегиального органа.

    Оформление протокола заседания

    Ответьте, пожалуйста, на два вопроса относительно оформления протокола заседания / собрания:

  • Если в повестку дня включается вопрос информативного характера, например, О ходе строительства&hellip, то:
  • Необходимо ли выносить какое-либо решение типа: Принять к сведению. Или можно вопрос оставить без постановляющей части?
  • Нужно ли такие вопросы вообще включать в повестку дня?
  • Всегда ли в протоколе необходимо хотя бы кратко приводить содержание выступлений в ходе обсуждения вопроса, требующего принятия решения, или можно просто указать: Проведено обсуждение&hellip и далее Постановили (решили)?

    На вопрос отвечает Брызгалова К.М. эксперт журнала

    Ответ на первый вопрос читателя содержится в самом определении протокола как вида документа: протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов, т.е. процесс принятия управленческих решений и сами решения.

    Итак, протокол содержит запись хода обсуждения вопросов и принятия решений по ним. Если делается обычный доклад информационного характера, который не подлежит обсуждению и по нему не принимается никаких решений,то нет смысла включать его в виде отдельного пункта в повестку дня. Тогда и решение типа Принять к сведению записывать в протоколе не потребуется.

    Если вопрос читателя следует понимать как вопрос о том, допустимо ли в принципе писать формулировку Принять к сведению в качестве принятого решения, то ответ на него будет утвердительным. Да, допустимо. Ведь даже в образце оформления краткого протокола, который приведен в приложении № 10 к Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, такая формулировка принятого решения присутствует (см. Пример 2).

    Но в реальной практике управленческой деятельности голое информирование встречается крайне редко. Да и ход строительства требует постоянного контроля. Как минимум по итогам такого доклада может быть принято решение о назначении следующей даты информирования о ходе строительства, например, через месяц на следующем заседании или в виде письменного отчета, предоставленного конкретным должностным лицам.

    Итак, вопрос О ходе строительства&hellip может носить не только информативный характер. В зависимости от хода строительства присутствующие на заседании / собрании могут:

  • либо одобрить его (если все идет по заранее намеченному плану),
  • либо принять решение о необходимости экстренных мер для выправления ситуации, о сдвиге сроков, об изменении плана работ и т.д.,
  • а также назначить дату и форму следующей контрольной точки.
  • Получается, что по итогам доклада о ходе строительства коллегиальное решение все-таки принимается. Тогда его формулировку и нужно зафиксировать в протоколе в части ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).

    Ответить на второй вопрос читателя нам помогут правила оформления протокола, которые содержатся в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536).

    Текст протокола состоит из двух частей:

    Образец полного протоколам. в Примере 1.

    Во вводной части указываются председатель, секретарь и присутствующие (приглашенные). Вводная часть протокола заканчивается повесткой дня - перечнем рассматриваемых вопросов, перечисленных в порядке их значимости с указанием докладчика по каждому пункту повестки дня. Каждый вопрос нумеруется арабской цифрой, и его наименование начинается с предлога О (Об), которое печатается от границы левого поля.

    Основная часть протокола состоит из разделов в соответствии с пунктами повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ - ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).

    В части ВЫСТУПИЛИ указываются фамилии и инициалы всех выступивших по данному вопросу и краткое содержание их выступлений. Содержание выступления может быть оформлено отдельно, тогда в протоколе делается сноска текст выступления прилагается (см. раздел 2 протокола из Примера 1).

    Если выступлений и обсуждений не было, то часть ВЫСТУПИЛИ просто не включается тогда этот раздел протокола будет состоять только из двух частей: СЛУШАЛИ и ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ) (см. раздел 1 протокола из Примера 1).

    Пример 1

    решение совещания образец

    В практике делопроизводства применяется также краткий протокол, когда не требуется подробная запись хода обсуждения вопросов. Его форму мы привели в Примере 2.

    В таком протоколе указывают только:

  • список присутствующих,
  • рассматриваемые вопросы и
  • принятые решения.
  • Для начала посмотрим, как Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти предписывает оформлять краткую форму протокола. При этом напомним, что положения данного документа являются обязательными лишь для федеральных органов исполнительной власти. Остальные организации могут по собственному желанию заимствовать для себя формы документов и технологии работы, описанные в Типовой инструкции.

    Фрагмент документа

    Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536

    2.7.3.4. Текст краткого протокола также состоит из двух частей. Во вводной части указываются инициалы и фамилии председательствующего (председателя), а также должности, инициалы, фамилии лиц, присутствовавших на заседании.

    Слово Присутствовали печатается от границы левого поля, подчеркивается, в конце слова ставится двоеточие. Ниже указываются наименования должностей, инициалы и фамилии присутствующих. Наименования должностей могут указываться обобщенно, например:

  • Заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • заместители Руководителя Федерального архивного агентства Российской Федерации.
  • Многострочные наименования должностей присутствующих указываются через 1 межстрочный интервал.

    Список отделяется от основной части протокола сплошной чертой.

    Основная часть протокола включает рассматриваемые вопросы и принятые по ним решения. Наименование вопроса нумеруется римской цифрой и начинается с предлога О (Об), печатается центрованно размером шрифта № 15 и подчеркивается одной чертой ниже последней строки. Под чертой указываются фамилии должностных лиц, выступивших при обсуждении данного вопроса. Фамилии печатаются через 1 межстрочный интервал.

    Затем указывается принятое по вопросу решение.

    Отметим, что в предыдущей Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Росархива от 27.11.2000 г. № 68 и в настоящее время утратившей силу, не было положений, посвященных краткому протоколу. Т.е. раньше оформление кратких протоколов не регламентировалось на федеральном уровне, поэтому они оформлялись в соответствии с инструкцией по делопроизводству конкретной организации. А инструкции по делопроизводству организаций в свою очередь составлялись на основе практического опыта, который был изложен в любом учебнике по делопроизводству.

    В Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, действующей сейчас (утв. приказом Минкультуры России от 08.11.2005 г. № 536), появился пункт 2.7.3.4, посвященный краткому протоколу. Поэтому инструкции по делопроизводству, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, должны содержать такие же требования к оформлению краткого протокола. При этом отметим, что в требованиях, изложенных в пункте 2.7.3.4 Типовой инструкции, существуют инновации в оформлении, которые не характерны для общепринятой практики оформления кратких протоколов. К ним в первую очередь можно отнести:

  • исключение из вводной части повестки дня
  • центрирование наименования вопроса и подчеркивание его одной чертой ниже последней строки
  • оформление информации о присутствующих
  • правила оформления основной части.
  • Для наглядности покажем приложение № 10 к действующей Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, которое содержит образец оформления краткого протокола:

    Пример 2

    решение совещания образец

    Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.

    Источники: www.k2x2.info, www.delo-press.ru, www.top-personal.ru, powerlifting-nn.ru, www.klerk.ru

    Категория: Как правильно составить | Добавил: yanovvasil (18.06.2015)
    Просмотров: 2192 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar