Главная » Статьи » Личные данные

Анкета удовлетворенности сотрудников образец

Бизнес &rarr Опрос сотрудников. Почему уходят кадры

анкета удовлетворенности сотрудников образец Слишком многие компании считают опрос сотрудников не первостепенной задачей и потому теряют настоящих профессионалов, которые могли бы принести бизнесу миллионы.

Если ваши сотрудники чувствуют, что их недооценивают, не принимают во внимание их идеи, мнение и желания, то с большой вероятностью они будут искать другую возможность для трудоустройства. Задумайтесь, возможно, вы теряете первоклассных специалистов, которых просто «не рассмотрели». Они могут уйти к вашим конкурентам и принести их компании неоценимую пользу.

Опрос сотрудников на удовлетворенность

Именно поэтому важно регулярно проводить опросы сотрудников на удовлетворенность. От освещенности и оборудованности офиса до обедов и соцпакета, от лояльности к компании/руководству и уровня заработной платы до возможностей самореализации – результаты опроса по анкеты для коллектива предоставят вам сведения, которые помогут избежать текучести кадров, а также создать комфортные условия для работы специалистов.

На сайте Anketolog.ru вы найдете образцы анкет, посвященных опросу сотрудников. Они помогут вам легко создать собственную анкету и получить ценную информацию, необходимую для удержания прежних кадров и привлечения новых, а также предложения от сотрудников.

Опрос работников даст возможность удостовериться в том, что вы принимаете верные решения и открыть глаза на новые горизонты управления. Вот несколько идей для анкеты, которая поможет установить диалог с коллективом.

  • Опрос для определения атмосферы внутри коллектива . Анкета поможет оценить настроения работников, их эмоциональное состояние на рабочем месте, взаимоотношения сотрудников, узнать их оценку эффективности совместной работы и выявить причины, ей препятствующие. Лучше понимая своих работников, вы сможете создать для них более комфортные условия труда, а, соответственно, и повысить результативность их работы и желание оставаться в вашей компании.
  • Опрос сотрудников при их увольнении . Узнав причину, почему работники покидают организацию, вы сможете предотвратить уход других высококвалифицированных сотрудников.
  • Планирование корпоративного мероприятия . Любой из ваших сотрудников, используя подобный опрос, сможет легко спланировать и организовать удовлетворяющий всех корпоратив, не отвлекаясь от своих прямых обязанностей.
  • Финансовое обеспечение и самореализация . Этот опрос сотрудников позволит выяснить, достаточно ли работнику возможностей для самореализации в вашей компании и нет ли для этого препятствий, а также насколько его зарплата и социальный пакет удовлетворяют его запросам, что он готов и может сделать для компании, чтобы повысить свою оценку в глазах руководства и получить большее финансовое поощрение или продвижение по карьерной лестнице.
  • Сбор идей и предложений . Анкета, распространенная в коллективе, поможет собрать идеи для развития компании, которые многие сотрудники, возможно, побоялись бы высказать вслух. Можно воспринимать сотрудников как исполнителей указаний, но лучше видеть в них специалистов, которые могут не только сделать ценные предложения, но и реализовать их. Этим нужно пользоваться!
  • Как использовать опросы для сотрудников?

    Прежде всего, разработайте критерии, которые для вас важны. Результаты опроса удовлетворенности сотрудников покажут, какие области в работе вашей компании требуют усовершенствования, что повысит производительность. Критерии помогут вам при повторных опросах наблюдать за происходящими изменениями, в сравнении с ситуацией в других подразделениях или у конкурентов.

    Наши образцы опросов сотрудников (анкеты для коллектива) подадут идеи для вопросов и вариантов ответов. Шаблоны сэкономят массу вашего времени и принесут несомненную пользу при опросе сотрудников.

    Наконец, следуйте простым правилам:

    1. Будьте ближе к сотрудникам. Сделайте опрос непринужденным, в разговорном стиле.
    2. Введите подарки за прохождение опроса.
    3. Сделайте опрос анонимным. Сотрудники должны быть уверены, что их ответы никак на них отрицательно не скажутся.
    4. Дайте работникам понять, что их мнение будет услышано, а предложения обязательно рассмотрены. По окончании опроса осведомите сотрудников о том, какие действия планируется предпринять по результатам анкетирования.

    Почему Анкетолог?

  • После регистрации на сайте Anketolog.ru для вас всегда доступны универсальные шаблоны, разработанные профессиональными социологами.
  • Опрос сотрудников, проведенный через наш сервис, сэкономит уйму времени. Вы сможете опросить до 1000 и больше сотрудников, даже если они работают в отдаленных от центрального офиса филиалах. Один клик и ваша анкета разослана любому количеству сотрудников.
  • Результаты опроса удовлетворенности сотрудников обрабатываются в режиме реального времени.
  • Используйте эти возможности ради процветания собственной компании.

    С помощью сервиса Анкетолог легко создать анкету любой сложности и провести опрос сотрудников.

    Удовлетворенность сотрудников: как понять, что они хотят

    Популярное по теме

    Фото: Shutterstock

    Екатерина Сорокина,  Директор по персоналу стратегической бизнес-единицы «Минеральная изоляция» компании «ТехноНиколь», Рязань

    На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Удовлетворенность сотрудников: какие условия труда влияют на эффективность работы
  • Анкета удовлетворенности сотрудников: проведение опроса и анализ ответов
  • Как анализ удовлетворенности условиями труда помогает изменить ситуацию в компании  
  • В начале каждого года мы проводим исследования удовлетворенности сотрудников на шести заводах, входящих в бизнес-единицу «Минеральная изоляция». Делаем это начиная с 2009 года, за прошедшее время выявили, что удовлетворенность коррелирует с такими важными для бизнеса показателями, как производительность труда, время простоев, выполнение бюджета затрат, текучесть персонала.

    К примеру, в период с 2009 по 2013 год удовлетворенность сотрудников выросла с 5,9 до 6,6 балла, а текучесть снизилась на 13,2%. Исследования удовлетворенности помогают понять, что именно требует корректировки, поскольку обнаруживают наиболее важные для наших сотрудников мотивы.

    Удовлетворенность сотрудников: какие условия труда влияют на эффективность работы

    Наш список состоит из 25 пунктов (см.  табл. 1):   21 фактор мы сформулировали на основе различных теорий мотивации (пирамида Абрахама Маслоу, теория Фредерика Герцберга и др.), еще четыре касаются условий труда и дотаций на питание. Мы включили их в исследование степени удовлетворенности сотрудников на второй год, после того как первый опрос показал, что они очень важны для производственных подразделений и уровень удовлетворенности работников трудом недостаточно высок.

    анкета удовлетворенности сотрудников образец

    Во вводной части анкеты удовлетворенности сотрудников условиями труда мы объясняем, что участие в исследовании поможет лучше понять потребности работников и улучшить существующие условия. Исследование анонимное, но нужно указать свое подразделение, возраст и стаж работы в компании.

    Изначально анкета удовлетворенности сотрудников была бумажная, и процесс обработки был трудоемким. Перенос данных только одной анкеты удовлетворенности сотрудников в таблицы Exсel занимал 5–7 минут. С учетом средней численности сотрудников одного предприятия в 200 человек на обработку анкет шести заводов уходило примерно 140 часов. Поэтому в 2013 году мы создали онлайн-анкету удовлетворенности сотрудников на корпоративном сайте. Теперь анкеты обрабатываются автоматически. Производственный персонал имеет возможность заполнять их в учебных классах, оборудованных компьютерами.

    Анкета удовлетворенности сотрудников: проведение опроса и анализ ответов

    Перед началом первого исследования удовлетворенности сотрудников условиями труда мы провели на каждом заводе специальные сессии, объясняя персоналу цель и механизм проведения опроса. Пришлось убеждать людей, что их откровенные ответы не вызовут негативных последствий. Но уже начиная со второго опроса недоверия стало меньше, потому что все увидели изменения к лучшему.

    В анкете сотрудник должен оценить по 10-балльной шкале, насколько каждый предложенный фактор важен для него лично и насколько он им удовлетворен в настоящее время. Шкала такая:

  • 1–3 балла – не важно (не удовлетворен)
  • 4–6 баллов – достаточно важно (сотрудник в целом удовлетворен)
  • 7–10 баллов – очень важно (сотрудник абсолютно удовлетворен).
  • Когда анкеты обработаны, специалисты отдела персонала изучают результаты (определяют среднеарифметическое значение по каждому фактору) и затем разрабатывают план действий для улучшения ситуации. Признаком того, что нужно что-то менять, является разница между средними оценками важности и удовлетворенности: разрыв в один балл можно считать погрешностью, разрыв в 2–2,5 балла говорит о том, что на этот фактор пора обратить внимание, разрыв почти в 3 балла и более – ситуация критическая, нужно немедленно реагировать (см.  табл. 1).

    Какие проблемы поможет выявить анкета удовлетворенности сотрудников

    Чтобы разобраться в причинах отсутствия удовлетворенности условиями труда, мы используем инструмент бережливого производства – диаграмму Исикавы (см.  рисунок ).  В голове «рыбы» указывают анализируемую проблему или же цель (в нашем случае это повышение удовлетворенности сотрудников выбранным фактором). К основной линии примыкают косые линии, на них указывают факты, которые влияют на достижение цели. Работа проводится в виде мозгового штурма – в нем участвуют руководители анализируемого подразделения, а также специалисты, имеющие отношение к проблеме.

    Например, для повышения удовлетворенности сотрудников фактором «охрана здоровья и безопасность труда» мы выявили следующие направления работы.

    1. Усилить внимание руководителя к вопросам соблюдения норм охраны труда. Он должен показывать личный пример применения средств индивидуальной защиты, спецодежды и пр.
    2. Улучшить качество средств индивидуальной защиты (СИЗ). Уже несколько лет на заводах ведется работа по повышению качества средств защиты, спецодежды и обуви, мы закупаем более современные и удобные в эксплуатации средства.

    Улучшить условия труда. В результате оценки была выявлена недостаточная освещенность, сильная запыленность, нарушения температурного режима на производственном участке. Мы составили программу по устранению причин выявленных недостатков.

    анкета удовлетворенности сотрудников образец

    Затем мы готовим план улучшений. Эту работу организует и курирует специалист из службы персонала, а утверждает программу Генеральный Директор, потому что она предуматривает как организационные мероприятия, не требующие затрат, так и долгосрочные проекты, предполагающие значительные инвестиции. В программе обязательно указываем ответственное лицо и сроки реализации каждого мероприятия. (см.  табл. 2 ).

    анкета удовлетворенности сотрудников образец

    Как анализ удовлетворенности условиями труда помогает изменить ситуацию в компании

    Ежегодно мы отслеживаем динамику по каждому фактору. За четыре года, в течение которых проводилось исследование, ухудшение наблюдалось по факторам «понятность и прозрачность системы премирования», «предоставление обратной связи от руководителя», «дотации на питание» и некоторым другим. Как правило, это было связано с изменением системы оплаты труда, сменой руководителя и другими внешними причинами. Практически по всем факторам, по которым проводилась целевая программа по улучшениям, мы получали положительную динамику или стабильный показатель удовлетворенности.

    За несколько лет удалось устранить почти все критические точки. Так, по результатам исследования 2013 года не осталось ни одного фактора с разрывом между важностью и удовлетворенностью более 2,5 балла. Средний уровень удовлетворенности сотрудников заводов значительно вырос: в 2009 году он составлял 5,9 балла, а в 2012-м – 6,7 балла .  Примечательно, что заводы, изначально находившиеся на самых слабых позициях, стремительно улучшают свои результаты. Проблемы, которые воспринимались коллективами этих заводов как наиболее критичные, находились главным образом в области менеджмента и квалификации руководителей. Дополнительное обучение, разъяснительная работа с персоналом, актуализация систем оплаты труда сразу дали рост показателя удовлетворенности. В частности, на заводах постоянно растет производительность труда. Например, в 2012 году по сравнению с 2011-м рост выручки (млн руб.) на одного человека в год составил 41,7%, а в 2013-м по сравнению с 2012-м – 9,4%. Рост в натуральных показателях (тонн на человека в год) в 2012 году по сравнению с 2011-м составил 36,6%, а в 2013-м по сравнению с 2012-м – 4,2%.

    В текущем году мы привлечем к проведению опроса внешнюю компанию. Тем самым наше исследование станет частью большого международного опроса. Так мы сможем сравнить свои результаты с результатами коллег и познакомиться с опытом предприятий, лидирующих по показателям вовлеченности персонала. В 2015 году мы планируем вернуться к собственному исследованию, чтобы продолжить следить за динамикой удовлетворенности сотрудников и оценивать эффективность принимаемых мер.

    Екатерина Сорокина   окончила РГУ им. С.А. Есенина, факультет иностранных языков и факультет социологии и управления. В 2007 году пришла в компанию «ТехноНиколь» на должность менеджера по персоналу завода «Техноплекс». С 2011 года – в нынешней должности.

    Бизнес-единица «Минеральная изоляция»

    Сфера деятельности: производство теплоизоляционных материалов на основе каменной ваты

    Территория: головной офис – в Рязани, заводы – в Заинске (Татарстан), Рязани, Хабаровске, Челябинске, Черкассах (Украина), Юрге

    Численность персонала: 1600

    Совокупный объем производимой теплоизоляции из каменной ваты: 550 000 тонн в год

    Постов:" /%Дата регистрации: 28.10.2005

    для: Гость

    Скорее всего, вам придется делать их самостоятельно. Дело в том, что разработать такую анкету, что бы подходила всем - невозможно. Вы знаете специфику работы вашего предприятия, знаете систему мотивации персонала (ясное дело - мотивация в разных отделах своя). Да и узнать об удовлетворенности чего вы хотите. Например - если это транспортники - то, например узнать удовлетворенность можно по пунктам:

    - условия труда

    - условия отдыха (комната отдыха)

    - чего бы хотелось добавить в условия труда (вдруг неудобные раздевалки, далеко до санчасти, плохо освещенные ремзоны..и прочее)

    - чего бы хотелось добавить в условия отдыха (например хотели бы иметь, например, больше растений и прочее)

    это примеры. не берите как основу. Ясное дело - всего чего хотят - ненадо обещать. В целом - при составлении анкеты ориентируйтесь на пирамиду Маслоу - если у человека удовлетворены его основные потребности - то ориентироваться надо на на удовлетворение следующих потребностей (например потребности в статусе)

    Шаблоны опросов для сбора отзывов и предложений сотрудников

    Узнайте, как сохранить удовлетворенность и производительность сотрудников.

    анкета удовлетворенности сотрудников образец

    Ваша команда состоит из тщательно отобранных талантливых личностей. Успех организации зависит от работы этих сотрудников, а счастливые работники — это производительные работники. Так как же узнать, считает ли персонал, что Ваша организация выполняет свои обязательства и мотивирует на достаточном уровне? Где небольшая компания или отдел кадров может раздобыть сведения о том, как улучшить рабочее пространство или почему коэффициент текучести кадров выше, чем хотелось бы? Разошлите один из наших опросов для определения уровня удовлетворенности сотрудников, и Вы получите информацию, необходимую для того, чтобы убедиться, что Вы принимаете все возможные меры для поддержания в коллективе боевого духа и максимальной производительности.

    Как пользоваться опросами для получения отзывов и предложений персонала

    Вы можете выбрать любой желаемый уровень конкретности. Воспользуйтесь одним из наших образцов опросов для сотрудников «как есть» или настройте его самостоятельно.

  • Любого сотрудника можно оценить. Даже Вас. Оценка происходит в обоих направлениях. Предоставьте коллективу возможность оценить любого представителя организации: менеджера, члена команды, даже руководителя высшего звена. Откройте путь к откровенному разговору, и Вы поможете сотрудникам чувствовать себя значимыми и услышанными. Задавайте вопросы типа «Насколько эффективно обучение, проводимое Вашим руководителем?» или «Насколько Ваш коллега заслуживает доверия?». Чтобы интересоваться фактами, подразумевающими критику, необходим определенный уровень самообладания, но когда Вы получите ответы и предпримите соответствующие действия, то укрепите свои позиции во взаимоотношениях с коллегами.
  • Собеседования при увольнении. Ответы сотрудников на вопросы о причинах ухода откроют Вам абсолютно новый уровень знаний о политиках компании относительно найма, управления и вознаграждения. Но недостаточно просто спрашивать у сотрудников, почему они увольняются, — задавайте им такие вопросы, как «Каковы были Ваши возможности профессионального роста?» или даже «Насколько просто было поддерживать баланс между работой и личной жизнью во время работы в компании?», чтобы узнать их мнение по целому ряду тем. Полученные ответы могут удивить, но Вы будете обладать ценной информацией, которую можно использовать для повышения процента удержания сотрудников.
  • Дополнительные выплаты и социальный пакет. Предлагаете ли Вы необходимые сотрудникам преимущества или тратите деньги на вещи, которые они не считают особо ценными? Например, что предпочитает коллектив: больше свободного времени или доплату за работу в выходные дни? Разошлите опрос по выплатам персоналу с такими вопросами, как «Насколько справедлива политика Вашего работодателя в отношении больничных?» или «План медицинского страхования Вашего работодателя лучше, хуже или приблизительно одинаковый по сравнению с другими работодателями?», чтобы подобрать именно тот социальный пакет, который будет способствовать удовлетворенности и удержанию сотрудников.
  • Настроение и моральный дух. Иногда нужно просто свериться с коллективом или торговым персоналом, чтобы определить общее настроение. Небольшие поправки и крупные изменения могут означать разницу между удовлетворенными производительными сотрудниками и немотивированным персоналом. Комбинация вопросов, таких как «Как часто на протяжении обычной рабочей недели Вы ощущаете стресс? или Каково Ваше отношение к работодателю: нравится, безразличен, не нравится?, может сослужить хорошую службу в определении общей атмосферы на рабочем месте.
  • Образцы опросов для оценки уровня удовлетворенности сотрудников

    В 21 вопросе опроса увольняющемуся сотруднику предлагается поделиться информацией о причине ухода, отношениях с руководством, рабочей среде и членах команды.
  • Шаблон круговой оценки работы сотрудника Образец универсального опроса сотрудников, позволяющий участникам выразить свое желание проанализировать работу руководителя, коллеги или подчиненного.
  • Шаблон опроса по выплатам персоналу Этот опрос из 7 вопросов фокусируется на льготах и привилегиях в Вашей организации. Он охватывает такие темы, как рабочая среда, питание и общий социальный пакет.
  • Шаблон опроса для оценки работы сотрудника С помощью образца опроса, состоящего из 10 вопросов, руководители могут оценить работу членов своей команды. Он охватывает такие темы, как отношение сотрудника, знания и трудовая этика.
  • Шаблон опроса для оценки уровня удовлетворенности работой

    В этом опросе из 14 вопросов сотрудники могут оценить свой уровень удовлетворенности работой. В опрос включены вопросы об уровне стресса, заработной плате и руководстве.

  • Четыре совета по составлению оптимальных опросов для сбора отзывов и предложений сотрудников

      Давайте время на прохождение опроса. Не ожидайте, что, разослав опрос в пятницу вечером, Вы получите ответы в понедельник утром. Дайте сотрудникам достаточно времени для его завершения, а попутно отправляйте напоминания. Кроме того, не требуйте, чтобы они проходили опрос в свое личное время, — выделите на это несколько минут рабочего дня. Введите систему поощрений. Предлагайте небольшие подарки или призы за прохождение опроса для сотрудников или организуйте соревнование между подразделениями за самую высокую процентную долю ответивших. Сделайте опрос анонимным. Удостоверьтесь, что сотрудники знают о 100-процентной анонимности их ответов. Если Вы хотите получить наиболее ценную информацию, сообщите респондентам о том, что их отзывы не несут абсолютно никакого риска. Давайте сотрудникам понять, что к ним прислушиваются. Если сотрудники поймут, что их отзывы пропадут в «черную дыру», маловероятно, что они захотят принять участие снова. Представьте презентацию по опросу для сотрудников, чтобы показать, какие сведения были получены и какие действия предпринимаются по результатам опроса.

    Оптимизируйте временные затраты за счет использования проверенных методистами SurveyMonkey примеров вопросов или опросов в сфере управления персоналом. В считанные минуты Вы сможете создать интерактивный опрос на широкий спектр тем. Кроме того, SurveyMonkey открывает Вам доступ к инструментам, необходимым для простого развертывания и анализа опросов для сферы управления персоналом, тем самым давая возможность принимать более взвешенные решения. Мы серьезно относимся к вопросу безопасности опросов, поэтому будьте уверены, что Ваши данные и ценная информация с нами в безопасности.

    Нужны еще образцы анкет и вопросы?

    Почему свыше 20 миллионов человек пользуются SurveyMonkey?

    Отправляйте неограниченное количество опросов и голосований с помощью нашего БЕСПЛАТНОГО тарифного плана .
  • Простота в использовании Создавайте и контролируйте свой опрос по Интернету — мы позаботились о том, чтобы начать работу, научиться и пользоваться было легко.
  • Интуитивно понятный дизайн Не обязательно быть программистом или инженером — если Вы умеете проверить электронную почту или пользоваться Facebook, Вы уже можете пользоваться SurveyMonkey.
  • Результаты — в реальном времени Вы можете просматривать данные по мере их поступления, сохраняя их для себя или давая возможность другим людям видеть их.
  • Достоверность и опыт Инструменты SurveyMonkey помогли более чем 20 миллионам клиентов собрать информацию онлайн.
  • Расширение по необходимости

    Тарифные планы PRO системы SurveyMonkey расширяют Ваши возможности в отношении сбора и интерпретации информации благодаря расширенному аналитическому инструментарию и многим другим функциям.

  • Как и зачем проводить корпоративные опросы

    Недавно одна крупная компания проводила тендер, выбирая подрядчика на проведение корпоративного опроса в своей компании. Факт сам по себе примечательный. Если несколько лет назад корпоративные опросы проводились лишь изредка отдельными либо особо продвинутыми, либо испытывающими какие-то особые сложности с персоналом компаниями, то сегодня практика корпоративных опросов становится весьма популярной. В данной статье речь пойдет о том, какие бывают корпоративные опросы, как их лучше организовать в компаниях разного размера и профиля.

    Зачем проводить корпоративные опросы

    Из самого названия корпоративных опросов следует, что проводятся они в рамках одной компании, а респондентами (т.е. теми, кого опрашивают) выступают сотрудники компании. Что и зачем компании могут спрашивать у собственных сотрудников?

    Наиболее популярный опрос – это выявление уровня удовлетворенности персонала трудом. Для чего это выяснять? Разве и так не ясно довольны или нет работники? Несмотря на почти риторический вопрос, чаще всего оказывается, что даже в небольших компаниях руководители и собственники часто заблуждаются насчёт собственного персонала. В крупных же компаниях руководство не просто не знакомо лично с каждым работником, но часто весьма приблизительно представляет себе сколько и каких работников вообще трудится в компании. В итоге различные проблемы с персоналом (например, повышение текучести, нежелание проявлять инициативу, игнорирование корпоративных мероприятий, саботирование нововведений и т.д.) часто оказываются для работодателя неожиданностью. Именно для того, чтобы лучше понимать, что на самом деле думает персонала и чего от него ожидать и изучают удовлетворенность трудом. Используемая нами методика - в Приложении 1.

    Помимо удовлетворенности трудом работодатель с помощью опросов может выяснить:
  • степень лояльности персонала
  • отношение к предстоящим или начавшимся нововведениям
  • уровень приверженности компании (готовность и желание работать в компании долгое время)
  • уровень информированности персонала о жизнедеятельности компании
  • уровень вовлеченности персонала в решение корпоративных задач
  • уровень напряженности в коллективе
  • Назначение опросов может быть самое разнообразное. Главное – помнить, с какой целью опрос задуман и какой результат мы хотели бы получить.

    Например, в нашей компании несколько раз проводились опросы относительно того, каким образом отмечать день рождения компании. Наша задача была выяснить – чего хотят большинство сотрудников и сделать праздник, который бы запомнился на весь год. Предварительно собирались все идеи по поводу формата и места проведения мероприятия, а далее составлялась анкета, которую заполняли все желающие. Таким образом, выяснялось не только предпочтения, но и инициативность сотрудников, а также их готовность участвовать как в самом мероприятии, так и в его подготовке. Такое, казалось бы веселое анкетирование помимо своих основных задач предоставляло руководству и много вроде бы побочной, но тем не менее полезной информации о собственном персонале.

    Другими словами, в задачи анкетирования может входить не только получение информации по какому-либо вопросу, но и:
  • Сплочение коллектива, повышение настроения и тонуса. «Веселая анкета» про празднование дня рождения компании, представленная в Приложение 2, в том числе направлена именно на повышение настроения, общего тонуса сотрудников, сплочение коллектива.
  • Информирование о чем-либо. Пример анкеты, направленной на информирование персонала о проектах, направленных на развитие корпоративной культуры представлен в Приложении 3. Задача этой анкеты не только выявить знание о проектах и готовность в них участвовать, но и рассказывает об этих проектах. Заполняя анкету, сотрудники тем самым узнают много нового.
  • Мотивация и вовлечение в решение корпоративных задач. Анкетирование может быть одним из способов донести до персонала приоритеты развития компании и вовлечь их в решение ключевых для компании задач. В Приложении 4 представлен пример анкеты, направленный на информирование персонала о новых целях в простой и доступной форме, а также на побуждение персонала активнее участвовать в реализации намеченных целей.
  • Таким образом, прежде чем проводить корпоративные опросы очень важно четко сформулировать задачи такого опроса. Определить какую информацию мы хотим получить и необходимо ли решить с помощью анкетирования какие-либо дополнительные задачи. Важно понимать, какие результаты будут получены на выходе, и как их можно будет использовать. Наиболее распространенная ошибка, которую допускают компании при проведении собственных опросов – это именно нечеткое понимание ожидаемых результатов и способов их использования. В анкету включают все вопросы, которые приходят в голову, а когда получается огромный массив разрозненных данных, «исследователи» просто не знают, что с ними делать.

    Как проводить корпоративные опросы

    Существует несколько важных пунктов, которые должны быть решены при организации корпоративного опроса.

    В какой форме проводить опрос?

    1. Формы проведения опроса зависят от целей опроса и имеющихся у компании возможностей. Это может быть традиционное анкетирование, если не все сотрудники компании имеют доступ в сеть, или on-line анкетирование, если компьютеры, подключенные к сети (интернет или локальной) есть у всего персонала. Опрос может проходить и в форме интервью, если участвуют в нем эксперты и необходимо получить не количественные данные, а выявить причины какого-либо явления. Т.е. когда сформулировать сразу четкие варианты ответа невозможно, а необходимо как раз и выяснить возможные варианты ответов. Также опросы могут проводиться в форме фокус-групп. Это тоже способ получения качественной информации, когда в опросе принимают участие сразу несколько экспертов. Но стоит иметь ввиду, что качественные методы исследования довольно сложны для неподготовленного специалиста. При возникновении сомнений, лучше привлечь внешнего эксперта, который возьмет на себя отдельные наиболее сложные функции и поможет организовать процесс. Это на порядок дешевле, чем заказывать исследование полностью на стороне, и при этом является хорошей подстраховкой.

    Проводить опрос разово или постоянно?

    2. Важно решить, будет ли это мониторинг (ежегодное или чаще исследование, которое проводится по одной и той же анкете для обеспечения сопоставимости данных) или же разовый опрос под конкретные задачи. Если решено проводить опрос в в форме мониторинга, то нужно очень тщательно формулировать вопросы, ведь менять их в будущем, даже незначительно, будет нельзя.

    Кого именно опрашивать?

    3. Если компания маленькая есть возможность опросить всех сотрудников. Но если компания крупная, это не только невозможно, но нецелесообразно. Для крупных компаний необходимо определить объем и состав выборки. Выборка может формироваться случайным образом. Например, составляется алфавитный список сотрудников (или список по табельным номерам), а затем опрашивается каждый десятый, сотый или тысячный сотрудник (в зависимости от общего числа сотрудников компании и определенного объема выборки шаг выборки может различаться). Либо же выборка формируется на основе квот по различным параметрам (по полу, возрасту, должности и т.д.). Например, если в компании работает 70% женщин, то и среди опрошенных должно быть 70% женщин.

    Кто будет проводить опрос?

    4. Кого назначить ответственным за проведение опроса зависит от тематики опроса, но чаще всего это служба управления персоналом. Необходимо назначить ответственного, который бы курировал весь процесс, а также сформировать рабочую группу, которая будет участвовать в проведении опроса. В нее необходимо включить сотрудников, которые будут раздавать и собирать анкеты сотрудников, которые будут вносить данные анкет в программу обработки программиста, который настроит программное обеспечение аналитика, который проведет анализ данных и представит результаты в наглядной форме. Если анкетирование проводится в on-line режиме, то нужно усилить рабочую группу IT-специалистами.

    Необходима ли анонимность?

    5. При проведении корпоративных исследований анонимность опроса нужна далеко не всегда. Если изучается проблемный вопрос, то возможно анонимность заполнения анкет и нужна, но опыт показывает, что сотрудники компаний с удовольствием отвечают на вопросы анкет. Они рассматривают анкетирование, как внимание со стороны руководства, им нравится, что их мнением интересуются. Поэтому, принимая решение об анонимности анкетирования, стоит задуматься, насколько это действительно необходимо. Бывают же случаи, когда наоборот, анкеты должны быть именные. Например, если изучается потребности работников, которые будут учитываться и удовлетворяться персонально. Если это вопрос не имеет принципиального значения, подписывать анкету или нет, можно оставить на усмотрение самого респондента (как в примере анкеты в приложении 4).

    Как проводить обработку?

    6. Даже если исследование совсем небольшое и количество анкет невелико, имеет смысл проводить обработку с использование программного обеспечения. Существуют профессиональные программы обработки статистической информации, такие как SPSS. И если вы планируете поставить проведение опросов на регулярную основу и выделить отдельного специалиста, который будет заниматься обработкой данных, а также если у вас большая организация и выборка сопоставима с общероссийской (1500 человек), то имеет смысл закупить какую-либо профессиональную программу и обучить специалиста. Если же ваши опросы не имеют такого масштаба, то вполне можно обойтись стандартными программными средствами офисных программ.

    Что анализировать?

    7. Для проведения анализа результатов исследования необходимо сформировать разрезы анализа. Прежде всего, анализируют общие данные исследования, например, рассчитывают индекс удовлетворенности персонала трудом в компании в целом. А дальше выявляют и анализируют влияние различных параметров на исследуемый показатель. Например, как отличается удовлетворенность у работников разных возрастов, зависит ли она от уровня образования и семейного положения, должности и т.д.

    На диаграммах приведены примеры зависимости удовлетворенности трудом от уровня образования и должности работников.

    анкета удовлетворенности сотрудников образец анкета удовлетворенности сотрудников образец

    Естественно, для этого необходимо включить в анкету соответствующие вопросы (см. пример анкеты в приложении 3).

    Можно выявлять и более сложные зависимости. Например, в одном из исследований мы обнаружили, что удовлетворенность работников имеющих наставника и высоко информированных о делах компании более чем на 15 процентных пункта выше, чем у работников, не имеющих наставника в период адаптации и слабо информированных.

    анкета удовлетворенности сотрудников образец

    Или, например, была выявлена прямая зависимость уровня удовлетворенности работников от их участия в инновационных проектах, проводимых в компании (всего таких проектов было 7).

    анкета удовлетворенности сотрудников образец

    Примечание. Цифры на всех графиках – индекс удовлетворенности персонала.

    Таким образом, принимая решение о проведении корпоративного исследования необходимо подойти к этому вопросу серьезно. Четко определить цели и ожидаемые результаты, определить интересующие разрезы анализа, провести пилотажное исследование для выявления правильного понимания респондентами ваших вопросов, пошагово продумать организацию исследования. Такой подход избавит вас от многих разочарований и огромных трудозатрат, которые при поверхностном подходе могут обернуться зря потраченным временем.

    Приложение 1.

    Методика оценки уровня удовлетворенности персонала компании.Методика включает в себя:

    1. Составление анкеты
    2. Метод обработки результатов
    3. Способ формирования выборки
    4. Шкала «лжи»

    Составление анкеты

    1. От чего зависит Ваша удовлетворенность трудом? Оцените, насколько перечисленные ниже факторы влияют на вашу удовлетворенность? В каждой строке отметьте любым знаком (галочкой, крестиком) ваш выбор.

    Источники: blog.anketolog.ru, www.gd.ru, www.forumsostav.ru, ru.surveymonkey.com, www.axima-consult.ru

    Категория: Личные данные | Добавил: yanovvasil (18.06.2015)
    Просмотров: 4252 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar