Главная » Статьи » Примеры характеристик

Психолого педагогическая характеристика класса образец

Как составить психолого-педагогическую характеристику класса

При изучении класса учеников применяются основные методы психолого-педагогических исследований. К ним относятся наблюдение, анкетирование учеников, беседы, социометрия и прочие.

Общие сведения о классе

Подробно рассписать состав класса: общее количество учеников, сколько из них девочек и мальчиков, средний возраст учеников, смена классных руководителей и так далее.

Учебная деятельность

Общая характеристика успеваемости класса, число отстающих школьников и оставшихся на второй год. Перечень учебных предметов, по которым у учеников лучшая и худшая успеваемость. Качество подготовки домашнего задания учениками. Общий уровень дисциплины на уроках, типичные случаи нарушения дисциплины (стоит указать на каких уроках проявляются наиболее часто). Отношение к этому классного коллектива.

Внеучебная деятельность

Сплоченность и взаимовыручка в классном коллективе, предпринимаемые действия к самоуправлению, уровень восприятия общественного мнения в коллективе, восприятие критики и самокритики. Организованность класса, особенности взаимоотношений мальчиков и девочек.

Участие классного коллектива в школьной жизни. Совместные интересы учеников и их формы проявления.

Влияние на классный коллектив формальных или неформальных лидеров (в чем это влияние проявляется). Присутствие микрогрупп в классе и сфера их интересов. Межличностные взаимоотношения в классе. Отношение классного коллектива к тем или иным преподавателям.

Присутствие в классе "изгоев" и причины их изолированности.

Заключение

Отмечается уровень сплоченности коллектива класса, степень его педагогического воздействия на обучающихся. Ключевые недостатки деятельности класса и способы устранения этих недостатков.

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Андрей Нестеров. 23.11.2011

Психолого-педагогическая характеристика класса составляется педагогом с целью выявления проблем в классном коллективе.

психолого педагогическая характеристика класса образец

Составление психолого-педагогической характеристики класса является очень ответственным и важным занятием. Нужно внимательно исследовать все поведенческие и эмоциональные особенности каждого отдельно взятого учащегося и затем провести параллель между поведением всего классного коллектива в целом.

Характеристика классного коллектива является обязательным заданием к отчету по педагогической практики. Правильно составленная педагогическая характеристика класса подчеркивает высокий уровень знаний студента и повышает шансы на получение высокой оценки за отчет по практике.

Психолого-педагогическая характеристика класса позволяет в дальнейшем выявить причины сбоев в дисциплине класса и диагностировать снижение общей успеваемости в коллективе. Это позволит делать прогноз по поводу общей успеваемости и выбрать направления по корректировке психологического климата в классе.

Подготовка психолого-педагогический характеристики состоит из нескольких этапов. Порядок подготовки описан ниже.

1. Общие сведения о классе.

История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся.

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса.

Мнение учителей-предметников о классе.

Методы исследования:

  • беседа с учителями и учащимися,
  • наблюдения на / вне уроков,
  • изучение классного журнала и личных дел учащихся.
  • 2. Направленность деятельности класса.

    Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в школе, их поддержка и выполнение.

    Сложившиеся традиции класса.

    Жизнь класса вне учебных занятий.

    Участие класса в общешкольной жизни.

    Методы исследования:

  • беседа с учителями и учащимися,
  • наблюдения на / вне уроков,
  • анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга/, тест общей направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина и др.)
  • 3. Организационная структура класса.

    Характеристика органов самоуправления в классе.

    Закрепление обязанностей и ролей в классе.

    Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).

    Стиль классного руководства:

  • авторитарный: "общение – дистанция", "общение – устрашение"
  • демократический – "общение на основе общей увлеченности", "Общение на основе дружеского расположения"
  • либеральный – непоследовательный: "общение – заигрывание".
  • Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.

    Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

    Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

    Методы исследования:

  • беседа с классным руководителем, активом
  • наблюдения на и вне уроков
  • анкетирование
  • методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина.
  • 4. Характеристика учебной деятельности класса.

    Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности.

    Методы исследования:

  • беседа с учителями, классным руководителем, учениками
  • наблюдения на уроках
  • изучение классного журнала, ученических тетрадей.
  • 5. Особенности межличностных отношений в классе.

    Товарищество и дружба в классе. Отношения мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе.

    Методы исследования:

  • наблюдения на и вне уроков
  • беседа с классным руководителем, учениками
  • методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина
  • тест общей направленности деятельности личности.
  • 6. Психологический климат в классе.

    Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями. Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.

    Интеллектуальный климат в классе (имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых адач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса?).

    Волевые качества класса (способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

    Методы исследования:

  • наблюдения на и вне уроков
  • беседа с классным руководителем
  • карта-профиль оценки психологического климата группы
  • методика по изучению единства ценностных ориентаций группы (ЕЦО).
  • 7. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.

    Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы "трудные" учащиеся, их влияние на товарищей. Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся. Как в классе проявляются психологические особенности возраста.

    Методы исследования:

  • наблюдение
  • беседа с классным руководителем, учениками.
  • Пример психолого-педагогической характеристики класса

    В 10Б классе обучается 25 учеников: 16 девочек и 9 мальчиков. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 11 учеников – 1994 года и 14 учеников 1995 года рождения. Коллектив 10б класса сформирован на основе бывшего 9б класса. 4 ученика поступили из Кашмашской ООШ и 3 ученика из 9в класса Моргаушской СОШ. Нет отцов у Александровой Александры, Кирилловой Татьяны, Кузьминой Марии. Так же живут без отцов Ефремова Света, Иванова Аня.

    В тесной связи с классным руководителем находится родительский комитет. В классе хорошая успеваемость практически по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. В классе 5 отличниц и все предпочли остаться в нашей школе для получения среднего образования. Это Волкова Мария, Михайлова Елена, Рыжкова Оксана, Суворова Марина и Евстафьева Ирина.

    У ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели.

    Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Критические замечания со стороны старших класс принимает и стремится их осмыслить и исправить недостатки. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты.

    как составить психолого-педагогическую характеристику класса?

    Dinka Просветленный (40716) 7 лет назад

    ОБРАЗЕЦ

    Психолого-педагогическая характеристика класса

    Количество учащихся на 2007/2008 учебный год составляет 22 ученика: 13 мальчиков и 9 девочек. Основной состав класса постоянный, вместе обучаются с 1 класса. В классе обучаются ученики 1991 года рождения (1м). 1992 года рождения (6м и 3д). 1993 года рождения (4м и 5д). Ежегодно в классный коллектив вливались новые ученики, например, в этом учебном году прибыли два ученика из Медикассинской ООШ Романов Роман и Николаев Александр. Следует отметить, что процесс адаптации новеньких учеников проходит очень хорошо, поскольку коллектив встречает новичков очень дружелюбно и стремится поддерживать и помогать им во всем.

    В классе много спортсменов, которые принимают активное участие в жизни класса и школы и успешно защищают честь класса и школы на уровне района и республики. В школе не проходит ни одного мероприятия без участия учащихся 9а класса. Не остаются без внимания районные и республиканские мероприятия.

    В классе в этом учебном году выбрали новый актив. Кириллов Александр является президентом класса. Он руководит работой министерств (министр образования, печати, здоровья, спорта, культуры, шефской помощи, труда и музея). а они, в свою очередь, активизируют работу своего звена.

    Остальные ответы

    Психолого - педагогическая характеристика

    11 “ В” класса средней школы № 35

    Структура работы

    Психолого - педагогическая характеристика ………………………. 3

    Приложения…………………………………………………………. 17

    2.1. Социоматрицы …………………………………………………. 17

    2.3. График 1. Оценка психологического климата в коллективе…. 23

    2.4. Сводная ведомость средних значений сумм оценок учебных                      предметов………………………………………………………. 24

    Общие сведения

    1.1.   Формальная структура:

    19 учащихся из них мальчиков- 5, девочек- 14.     ( Методика: Изучение     классной документации).

    Краткая характеристика класса:

    Классный коллектив сформировался в 6 классе. Были слияния с 10 “ Д” классом (из этого класса пришло 6 чел.) С 6 класса смены классных руководителей не было. Ребята активны, доброжелательны, откликаются на любые предложения, самостоятельны. Лидеры - Митрофанова Катя и Голышева Ксения активно влияют на жизнь класса. Отношения в классе равные, отработана система общественных поручений. Дети восприимчивы к рекомендациям старших. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом, но есть и дети, которые снизили учебные требования к себе: Кошмак Андрей, Ясновская Анна, Левандян Ангелина. Пассивность и ленивость свойственны Муртазину Константину. Второгодников нет. (Методика: беседа с воспитателем класса)

    Список членов коллектива ( 11 “ В” класса)

    (пол—возраст(лет)—национальность):

    1.       Гизатуллина Рузиля - ж. - 16 - татарка

    2.       Голышева Ксения -ж.– 16 - русская

    3.       Евсеева Марина   -ж.– 17 -   русская

    4.       Ефремова Ирина - ж.– 16 - русская

    5.       Жбанов Кирилл - м.– 16 - русский

    6.       Калинина Настя - ж.– 16 - русская

    7.       Кошмак Андрей - м.– 17 - белорус

    8.       Левандян Ангелина - ж.– 17 - армянка

    9.       Миргазизова Юля - ж. – 16 - татарка

    10.     Митрофанова Катя - ж. – 17 -   русская

    11.     Муртазин Константин - м.– 17 - татарин

    12.     Никитина Ольга - ж.– 17 - русская

    Миргазизова Юля

    Митрофанова Катя

    1.2.   Краткая характеристика членов актива:

    Все три девочки общительны, хорошо учатся. В классе    прислушиваются к их мнению. Активно участвуют в жизни класса, а    также и школы: участвуют в различных конкурсах, организуют класс        на участие в школьных конкурсах, и театральных мини– постановках.   (Методика: беседа с воспитателем класса)

    Голышева Ксения: хорошо учится - на «4» и «5», « тройки »

    встречаются, но редко. (Методика: Изучение журнала успеваемости).

    Из учебных предметов нравятся математика, иностранный язык,

    физкультура, информатика не любит - физику, историю, биологию,

    химию. (Методика: ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЮБИМЫХ И НЕЛЮБИМЫХ

    УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ). Преобладают учебно - методические мотивы

    (Методика: МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Разработка канд.

    психол. наук Корниенко А.Ф.). Ценит такие качества личности, как

    общительность, контактность, порядочность, отзывчивость.      (Методика: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ      Разработка канд. психол. наук Корниенко А.Ф.).

    Миргазизова Юля: учится « средне », часто встречаются « тройки ».

    (Методика: Изучение журнала успеваемости). Из учебных предметов

    нравятся биология, математика, физкультура, информатика не лю   бит - физику, иностранный язык, историю, химию. (Методика: ВЫЯВ        ЛЕНИЕ ЛЮБИМЫХ И НЕЛЮБИМЫХ   УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ).

    Преобладают учебно - методические мотивы (Методика: МОТИВЫ          УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ) Ценит такие качества личности, как

    отзывчивость, самостоятельность, ответственность, обязательность,         трудолюбие,     честность. (Методика: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППОВЫХ            ЦЕННОСТНЫХ   ОРИЕНТАЦИИ).

    Митрофанова Катя: учится на «4» и «5», без « троек » ( Методика:         Изучение журнала успеваемости).

    Из учебных предметов нравятся математика, иностранный язык,

    физкультура, информатика не любит - физику, историю, биологию,

    химию. (Методика: ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЮБИМЫХ И НЕЛЮБИМЫХ

    УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ). Преобладают мотивы личностных качеств       учителя. (Методика: МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ). Ценит            такие качества личности, как порядочность, доброта, сообразитель      ность, ум, закаленность, выносливость, честность. (Методика: ОПРЕДЕ      ЛЕНИЕ            ГРУППОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ   ОРИЕНТАЦИИ ).

    2.     Характеристика классного руководителя (воспитателя)

    2.1. Общие сведения:

    Шейна Людмила Ивановна, 47 лет образование: окончила Воронеж       ский Государственный Педагогический Институт в 1980 году по спе          циальности “Учитель русского языка и литературы”. Стаж педагоги       ческой деятельности: 18 лет. (Методика: беседа с воспитателем      класса).

    2.2.   Система жизненных ценностей

    Наиболее важными для личности классного руководителя      жизненными сферами являются образование и работа, а         терминальными ценностями их опосредующими: духовное        удовлетворение и саморазвитие, совершенствование. ( методика:   тест « Жизненные ценности по Сенину »). Из этого можно сделать      вывод о том, что данный педагог в сфере образования и работы    стремится к получению духовного удовлетворения, совершенствуя и       развивая при этом свои профессиональные умения и навыки и      повышая уровень общей эрудиции, расширяя кругозор знаний.

    2.3.   Структура педагогических установок

    ( методика: тест « Структура педагогических установок по А.Ф. Кор     ниенко »):

    Доминирующий тип педагогических установок: либеральный.

    Доминирующий вид педагогических установок: установка на сам     Учебно-воспитательный процесс и его организацию.

    2.4.   Предпочитаемые качества учащихся

    ( методика: метод экспертных оценок):

    Творческие начала

    Эрудиция

    Честность

    Организованность

    Дисциплинированность

    Примечание: качества учащихся представлены воспитателем в порядке                 убывания их важности для него.

    3. Характеристика межличностных отношений в группе.

    3.1.   Социометрические статусы членов коллектива ( 11 “ В” класса)

    ( методика: социометрические измерения коллектива):

    Индексы социометрических статусов

    По социоматрице учебного лидера:

    1.       Гизатуллина Рузиля - 0,55

    2.       Голышева Ксения - 0,33

    3.       Евсеева Марина   - 0,11

    4.       Ефремова Ирина - 0,33

    5.       Жбанов Кирилл - 0,44

    6.       Калинина Настя - 0,05

    7.       Кошмак Андрей - 0,28

    8.       Левандян Ангелина - 0,28

    9.       Миргазизова Юля - 0,33

    10.     Митрофанова Катя - 0,33

    По социоматрице делового лидера:

    1.       Гизатуллина Рузиля - 0,39

    2.       Голышева Ксения - 0,33

    3.       Евсеева Марина   - 0,11

    4.       Ефремова Ирина - 0,33

    5.       Жбанов Кирилл - 0,39

    6.       Калинина Настя - 0,11

    7.       Кошмак Андрей - 0,22

    8.       Левандян Ангелина - 0,22

    9.       Миргазизова Юля - 0,50

    10.     Митрофанова Катя - 0,39

    По социоматрице неформального лидера:

    1.       Гизатуллина Рузиля - 0,55

    2.       Голышева Ксения - 0,50

    3.       Евсеева Марина   - 0,11

    4.       Ефремова Ирина - 0,44

    5.       Жбанов Кирилл - 0,28

    6.       Калинина Настя - 0,28

    7.       Кошмак Андрей - 0,28

    8.       Левандян Ангелина - 0,17

    9.       Миргазизова Юля - 0,28

    10.     Митрофанова Катя - 0,44

    Характеристика класса

    Психолого – педагогическая характеристика классного коллектива

    В 6 классе всего 16 учащихся, двенадцать из которых 1997 года, четыре – 1998 года рождения.

    Д евочек – 7 - мальчиков – 9

    из неполных семей – 1 - из полных семей – 14

    сироты – 0 - полусироты – 1 (Григорьев Николай)

    из многодетных (более 3) – 1 (Прохорова Галина)

    единственный ребенок – 1 (Егорова Евдокия).

    Из 16 учащихся 15 учеников проживают в с.Новые Шимкусы, 1 – в д.Тораево.

    П о итогам 2008/2009 учебного года 7 учеников закончили 6 класс на «отлично». Это:

    1. Егорова Евдокия 5. Светопольская Елена

    2. Корнилова Мария 6. Смирнова Анна

    3. Лапин Александр 7. Чермаков Андрей

    4. Мартышкин Руслан

    4 ученика успевают на «4» и «5», из 5 учеников 2 имеют одну лишь "3".

    Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) учащихся – средний. Общий уровень знаний удовлетворительный. Есть ученики, которые учатся по настроению, не стремятся учиться лучше, хотя есть способности. Это Григорьев Николай, Ефимов Петр. Есть одаренные дети - Корнилова Мария, Мартышкин Руслан. Они отлично успевают по всем предметам, очень активные, эрудированные, всесторонне развитые, занимаются проектной деятельностью. Активно участвуют в районных и республиканских конкурсах и добиваются хороших результатов.

    Класс очень подвижный, энергичный. Особенно мальчики не могут усидеть на одном месте. Девочки также активные, артистичные. Учащиеся занятия без уважительных причин не пропускают. Кроме учебных занятий ребята участвуют в предметных кружках, индивидуально занимаются с учителями. Активное участие принимают в общешкольных мероприятиях, занимают призовые места. Умеют радоваться успехам друг друга. Все стараются принимать участие в делах класса, интересуются жизнью класса.

    По итогам 2008-2009 года стал победителем конкурса "Класс года", за что получил приз - бесплатную поездку по историческим местам родного края. Этот конкурс проводится в виде соревнования между классами. В конкурсе учитываются посещаемость учеников учебных занятий, успеваемость, чистота и уют классных помещений, участие в школьных мероприятиях. Победа в конкурсе еще раз доказывает, что класс сплоченный, дружный, активный.

    Источники: characterization.ru, na55555.ru, otvet.mail.ru, maximiane.narod.ru, klass6-yal.narod.ru

    Категория: Примеры характеристик | Добавил: yanovvasil (28.06.2015)
    Просмотров: 1748 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar