Главная » Статьи » Примеры протоколов

Образец логопедического протокола

Логопедическое обследование дошкольника

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:
  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.
  • Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
  • Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

    ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Логопедическая диагностика

    Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
  • произносительная сторона
  • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
  • мелкая моторика рук
  • Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:
  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко) б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи) б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
  • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
  • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку) во времени (времена года, части суток)
  • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей)
  • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного)
  • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
  • При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:
  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь
  • какими речевыми средствами пользуется он в общении
  • подражает ли речи взрослого
  • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами)
  • использует ли мимику, жесты.
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ
  • Предметный словарь:
  • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало)
  • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
  • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
  • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
  • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет)
  • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
  • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты)
  • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши возьми себе шары, а мне дай шар)
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут)
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил где ловит рыбу, а где поймал)
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу)
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка)
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам .

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

  • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.
  • Протокол логопедического обследования образец - добавлен свежий дистрибутив

    Сообщение #1

    Участник

    Регистрация: 19.10.2012

    Спасибо сказали: 195 раз

    Каталог файлов

    Протокол логопедического обследования

    Фамилия, имя________ Возраст______ класс________

    Анамнез___________________________________________________

    Слух_______________зрение _______________интеллект__________

    Речевая среда и социальные условия ____________________________

    1. Сенсомоторная сторона речи.

    1. Фонематический слух.

    Ба-па________________па-ба_________________________ Жа-ша________________________ша-жа__________

    Са-ша__________ша-са___________ За-жа___________жа-за___________ Ча-тя_____ _______та-да-та______

    Ба-па-ба__________па-ба-па_______ Га-ка-га________ка-га-ка_______ За-са-за_______са-за-са_________

    Ца-са-ца_________са-ца-са__________ Ча-тя-ча_______тя-ча-тя__________ Ща-ча-ща______ча-ща-ча______

    2. Артикуляционная моторика.

    3. Звукопроизношение.

    4. Звукослоговая структура слова.

    Самолёт_____________танкист______________скакалка__________ Космонавт_____________________сковорода_______

    Перепорхнуть__________________кинотеатр________ Аквалангист_________________кораблекрушение________________

    2. Навыки языкового анализа и синтеза.

    1. Определить количество слов в предложении.

    Девочка рвёт цветы._____________ Около дома росла высокая берёза._____________________________

    2. Определить количество слогов в словах.

    Дом______________________карандаш_________________________

    3. Определить место звука в слове.

    1 звук в слове крыша__________3 в слове школа______ последний в слове стакан________________

    4. Определить количество звуков в словах.

    Рак_________сумка________________диктант___________________

    3. Грамматический строй речи.

    2. Добавление предлогов.

    Лена наливает чай … чашку._________ Лодка плывёт … озеру._____________________

    Почки распустились … деревьях.______________ Последние листья падают … берёзы._______

    3.Повторение предложений .

    Птичка свила гнездо. __ Наступила осень._____________________

    Над водой летели белые чайки.___________ В саду было много красных яблок.____________

    Земля освещается солнцем.___________ Ранней весной затопило весь наш луг.______________

    Дети катали из снега комки и делали снежную бабу._____ Медведь нашёл под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.____ Петя сказал, что он не пойдёт сегодня гулять, потому что холодно.________________

    Берёзки склонили от ветра.____________ Мальчик умывается лицо.______________

    Деревья шумят от ветра._______________ Солнце освещается землёй.__________

    4. Образование существительных множественного числа И.п. и Р.п.

    Стул-стулья

    Лист_________стол________окно_________яйцо_______ухо_______

    Вилка-вилок

    Ложка________нож________карандаш__________звезда__________ Ухо_____________________

    4. Навыки словообразования и словаря.

    1. Названия детёнышей животных.

    У козы______волка_______________________ Утки______________лисы__________льва__ Овцы_______коровы_______

    свиньи____________ Курицы_________________________собаки_____________________

    2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

    Мяч-мячик

    Дом______стол________стул_________снег_______дерево________

    3. Образование прилагательных.

    Относительных:

    Горка изо льда__________варенье из вишни______ Из яблок___________из сливы__________

    Из малины_____из клубники_________ Из черники__кисель из клюквы___________ Салат из моркови_______

    Качественных:

    Лису за хитрость называют хитрой, а

    Волка за жадность_______ Зайца за трусость_______ Медведя за силу_______ Льва за смелость_______

    Если днём жара, то день жаркий

    Мороз______солнце_________дождь________ Ветер________снег__________холод__________

    Притяжательных:

    У собаки лапа собачья, а у

    Кошки_______льва_______лисы______волка_____ Зайца_______медведя_______белки_______

    5. Понимание сложных логико-грамматических отношений.

    1. покажи ключ________карандаш_____ карандашом ключ______ключом карандаш____ карандаш ключом________

    2. нарисуй круг под крестом______________ крест под кружком______________________

    3. Весна бывает перед летом или лето перед весной__________ Зима перед осенью или осень перед зимой___________

    4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?________ Света выше Гали. Кто меньше ростом?__________

    5.Сашу ударил Коля. Кто драчун?__________ Васю ударил Петя. Кто драчун?___________

    6. Исследование связной речи.

    1. Рассказ по серии картин _________________________________

    2. Пересказ _______________________________

    7. Письменная речь.

    1. Запись предложений под диктовку.

    В саду росли яблоки._______________ На опушке леса охотник убил волка._______

    Милиционер остановил велосипедиста.____________ Маленькие котята целый день возятся и играют друг с другом._____

    2.Диктант ._______________________________________________________________________________________________

    Скачать:

    По теме:

    методические разработки, презентации и конспекты

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша.

    образец логопедического протоколаСправка об организации логопедического пункта

    После проведения логопедического обследования всегда учитель-логопед готовит справку для школьног психолого-медико-педагогического консилиума.Предлагаю вариант такой справки.

    образец логопедического протоколаПоложение о логопедическом пункте школы

    Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта школы.

    Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят.

    Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет.

    Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог.

    Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни.

    образец логопедического протоколаОбразец протокола Совета Профилактики(СП)

    данную схему протокола можно использовать в написании протоколов заседаний СП.

    Образец заполнения результатов логопедического обследования

    Условные обозначение:

    з – зеленый цвет (средний уровень) с – синий цвет (низкий уровень) к – красный цвет (высокий уровень).

    Логопедическое заключение: Иванов Вася (5 лет).

    Диагноз: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (стертая форма дизартрии). Боковой сигматизм свистящих, шипящих ротацизм, ламбдацизм.

    По результатам логопедического обследования Иванов Вася зачисляется в подгруппу со средним уровнем речевого развития.

    С Васей логопед наметит следующий план работы на квартал:

    — развитие фонематических процессов

    - постановка звуков:

    а) развитие неречевых навыков

    б) развитие артикуляционного аппарата

    в) развитие речевого (диафрагмального) дыхания:

    — работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении

    - работа над развитием связной речи:

    а) составление рассказа по сюжетным картинкам

    б) по серии картинок

    в) пересказ небольших рассказов.

    При планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы с Васей учитель-логопед будет упитывать результаты психолого-педагогического обследования, педагогического и социально-педагогического.

    Результат обследования специалисты и педагоги заносят с помощью условных обозначений в диагностическую комплексную карту.

    Социально-педагогическое обследование (социальный педагог. Педагогическое обследование (воспитатели). Психологическое обследование (психолог). Логопедическое обследование (учитель-логопед).

    Вывод: Основной этап — самый важный период в диагностике детей.

    Учитель-логопед планирует работу по обследованию речевого развития ребенка, определяет способы получения информации, готовит дидактический материал. При обследовании используются как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы сбора анамнеза, исследования неречевых и речевых функций ребенка.

    Методы обследования:анкетирование,наблюдение, тестирование, беседа.

    Приемы: игровые, сюрпризные.

    Использование компьютерных технологий.

    В период обследования учитель-логопед определяет характер общеучебных знаний и умений, навыки общения ребенка со взрослыми.

    Например: отмечается желание ребенка общаться с педагогом, выполнять задания, наличие речевого негативизма.

    Окончательная оценка поведенческих реакций дается лишь после определенного времени, проведенного с ребенком, специального подбора речевого и дидактического материала с учетом индивидуальных возможностей, возраста, структуры

    речевого дефекта.

    При этом поощряется ход выполнения и результат любого

    выполнения задания.

    Как известно, точность и объективность диагностики во многом зависит от высокого профессионализма педагога, его опыта, творчества, мастерства. Очень важно, чтобы обследование детей проводили специалисты, а не случайные люди.

    Источники: festival.1september.ru, ethnomir.de, myuznikova.ucoz.com, nsportal.ru, studopedia.ru

    Категория: Примеры протоколов | Добавил: yanovvasil (16.07.2015)
    Просмотров: 3226 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar