Главная » Статьи » Урегулирование споров

Претензия о задержке груза образец

Новости от партнеров

Претензия о недостаче груза

НА БЛАНКЕ ДЛЯ ПИСЬМА

В соответствии с договором транспортной экспедиции N ___ от "___" ________ ____ г. и поручением на оказание транспортно-экспедиционных услуг N _____ от "___" ___________ ______ г. Вами были оказаны транспортно-экспедиционные услуги по организации доставки груза согласно товарно-транспортной накладной N ___ от "_____" ___________________ ____ г.

Доставка груза осуществлялась транспортным средством ________________.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства (ст. 290 Гражданского кодекса республики Беларусь (далее - ГК)).

При приемке груза у Грузополучателя _________________ была выявлена недостача, что подтверждается актом приема груза от экспедитора N ___ от "___" ________ ____ г. Акт был составлен комиссией, в том числе с представителем от Вашей стороны.

Стоимость недостающего груза согласно прилагаемому расчету составляет _____________ (_____________) бел.руб.

Согласно п. __________ договора транспортной экспедиции N ______ от "___"_______ __ г. ущерб, причиненный несохранностью груза, возмещается Экспедитором в размере стоимости недостающего груза.

Согласно ст. 311 ГК, п. _______ договора транспортной экспедиции N ___ от "___" ________ ____ г. за несохранность груза предусмотрен штраф в размере _____________.

Примечание. Для расчета суммы претензии см. Калькулятор расчета пени и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Предлагаем Вам в срок до "___" ________ ____ г. перечислить соответствующие суммы на наш расчетный счет _________ (наименование организации) N ____ в ____________ г. _________.

В случае Вашего полного или частичного отказа удовлетворить претензию либо неполучения от Вас ответа в указанный срок мы будем вынуждены обратиться в суд.

Претензии и возмещение ущерба клиентов транспортными компаниями

Что делать, если Вы обнаружили повреждение или недостачу груза? Как предъявить претензию к транспортной компании?

Деятельность компаний, осуществляющих транспортно-экспедиционные услуги, неизменно связана с рисками повреждения, частичной или полной утраты грузов, принятых для перевозки, - таковы «издержки производства» данного бизнеса. Транспортная компания, получая груз, берет ответственность за его сохранность на себя до момента, пока груз не будет передан получателю.

О причинах повреждений, претензиях клиентов и порядке возмещения ущерба по претензиям мы побеседовали с Мариной Эльцер, руководителем юридического отдела транспортно-экспедиционной компании Attenta.

Марина, расскажите, что должен сделать клиент при обнаружении повреждения или недостачи груза?

Необходимо предъявить претензию к ТК (в свободной форме или можно воспользоваться образцом, предоставленным компанией), а также пакет документов, необходимых для принятия решения.

Какие виды претензий предъявляются ТК?

Клиенты предъявляют претензии, связанные с повреждением, недостачей (утратой) груза, а также связанные с нарушением сроков транспортировки груза и/или его выдачи получателю. Основания и размер ответственности экспедитора определены ФЗ РФ № 87-ФЗ от 30.06.2003г. «О транспортно-экспедиционной деятельности». Кроме того, на рынке грузоперевозок наметилась тенденция введения повышенной материальной ответственности за несоблюдение сроков транспортировки (доставки) груза. К примеру, в нашей компанией введен более высокий, по сравнению с предусмотренным законодательством, размер ответственности при оказании услуги «Забор груза отдельной машиной».

По каким причинам может произойти повреждение или утрата груза?

Зачастую повреждение груза происходит вследствие передачи его для перевозки в ненадлежащей упаковке или предоставления некорректной информации отправителем относительно содержимого груза. Например, груз хрупкий, однако отправитель не уведомил об этом сотрудника ТК при сдаче груза на складе. Его размещают в нижнем ярусе транспортного средства, вследствие чего груз повреждается при транспортировке. В этом случае нельзя обвинить сотрудников ТК, ведь они не обладали информацией о содержании груза.

Кроме того, груз может быть поврежден работником склада (во время перемещения из одной зоны склада в другую, погрузки груза в транспортное средство, неправильного размещения груза в транспортном средстве), ведь нельзя отрицать и человеческий фактор. Сотрудники компании Attenta, отвечающие за качество, предоставляемых услуг, неустанно работают над тем, чтобы свести подобные инциденты к минимуму.

Также стоит упомянуть о возможных ДТП, которые также могут привести к повреждению груза.

Причиной недостачи (утраты) груза, чаще всего, является кража груза со склада экспедитора или из машины перевозчика.

Как происходит возмещение ущерба?

Как было сказано ранее, с момента передачи клиентом груза сотруднику транспортной компании до момента получения груза получателем ответственность за сохранность груза несет ТК.

Для обеспечения дополнительных гарантий сохранности груза и возмещения ущерба по всем случаям повреждения/ утраты мы разработали дополнительную услугу «Перевозка груза с объявленной ценностью».

Объявленная ценность перевозки – это ценность груза, объявленная отправителем в целях установления пределов ответственности транспортной компании за утрату/ порчу груза. Ценность грузов объявляется отправителем исходя из их действительной стоимости, подтвержденной сопроводительными документами на груз. Объявленная ценность груза фиксируется в экспедиторской расписке, там же фиксируются и номера предоставленных сопроводительных документов.

При использовании данной услуги в случае предъявления клиентом претензии и предоставления им соответствующего пакета документов, возмещение ущерба осуществляется в размере установленной объявленной ценности. Срок рассмотрения претензии обычно равен 30 дням. В случае, если клиент предоставил неполный пакет документов, ТК может запросить недостающие.

Все грузы в нашей компании принимаются к перевозке с условием обязательного объявления ценности, основанием для отказа от объявления ценности может быть только страхование груза.

Как происходит возмещение ущерба, если клиент предварительно застраховал груз?

За возмещением ущерба клиент обращается в страховую компанию. При этом срок рассмотрения претензии может быть немного дольше, чем при «объявленной ценности», а пакет документов, которые необходимо приложить к претензии, будет шире. Возмещение ущерба происходит в случае наступления так называемого «страхового события» (например, кража или ДТП), когда как при «объявленной ценности» ТК несет ответственность за груз при утрате или повреждении груза в любой ситуации.

Что выгоднее для клиента – обращаться напрямую в страховую компанию или через ТК?

Поскольку у нас с нашими страховыми компаниями заключен генеральный договор страхования грузов, по которым согласованы специальные условия и тарифы, клиентам выгоднее обращаться в страховую компанию через нашу транспортную компанию, нежели напрямую.

Расскажите о Ваших критериях выбора страховой компании.

Наиболее значимыми критериями выбора страховой компании в качестве партнера для нас является обеспечение максимальной страховой защиты для клиента, гибких страховых премий в зависимости от типа груза, лучших условий страхования, а также скорость выплат по претензиям.

Расскажите об опыте компании Attenta в этой сфере.

Наш многолетний опыт работы (в этом году Attenta отметила 10 лет) позволяет нашим клиентам быть уверенными в том, что в случае возникновения любых не самых приятных ситуаций, связанных с повреждением или утратой груза, их интересы будут полностью защищены, ущерб возмещен, а сама ситуация станет лишь одним этапом на продолжительном и успешном пути взаимовыгодного сотрудничества.

PR-менеджер, Петросян Гаянэ

Нарушение перевозчиком условий договора перевозки порождает у грузовладельца законное право требовать компенсации ущерба. Транспортное законодательство предусматривает претензионный порядок рассмотрения споров, связанных с ненадлежащим исполнением договора перевозки грузов. Претензионный порядок разрешения споров имеет целью обеспечить скорейшее восстановление нарушенных прав, а также освобождает правоохранительные органы от необходимости разрешать бесспорные дела.

Общей правовой базой предъявления и рассмотрения претензий ко всем видам транспорта является Гражданский кодекс, который определяет сроки предъявления и рассмотрения претензий, сроки предъявления исков к перевозчику. Что касается порядка предъявления и рассмотрения претензий, то он определен транспортными уставами и кодексами отдельных видов транспорта.

Поскольку, как уже говорилось выше, не на всех видах транспорта уставы и кодексы приведены в соответствие с новым Гражданским кодексом, то будет рассмотрен претензионный порядок, принятый на железнодорожном транспорте. Следует также заметить, что в основных чертах порядок предъявления и рассмотрения претензий на разных видах транспорта совпадает.

Итак, в соответствии со ст. 120 УЖТ до предъявления к железной дороги иска . возникшего в связи с осуществлением перевозки груза, обязательно предъявление к ней претензии . Претензией является письменное требование, направленное железной дороге, об уплате денежной суммы за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозкам. При этом обстоятельства, на которые ссылается заявитель претензии, должны быть подтверждены определенными средствами доказательства. По спорам, связанным с нарушением договора перевозки, обстоятельства, могущие служить основанием материальной ответственности участников договора, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств (ст. 119 УЖТ):

- несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе

- повреждения (порчи) груза

- обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза

- возвращения железной дороге похищенного груза

- непередачи железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Железная дорога обязана составить коммерческий акт, если она сама обнаружила перечисленные обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указал грузополучатель.

Коммерческий акт составляется:

– при выгрузке грузов в местах общего пользования – в день выгрузки, в соответствующих случаях – в день выдачи грузов грузополучателю

– при выгрузке грузов в местах не общего пользования – в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов

– в пути следования грузов – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки, он должен быть составлен в течение следующих суток.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

В коммерческом акте должны содержаться:

1. т очное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных

2. д анные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.

К коммерческому акту в отношении порчи скоропортящихся грузов прикладывается выписка из журнала температур.

Коммерческий акт подписывают грузополучатель, если он участвует в проверке грузов, и работники железной дороги, перечень которых устанавливается Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, не имеют права отказаться от его подписания. При несогласии с содержанием акта представители сторон вправе изложить свое особое мнение. В установленной форме коммерческого акта отсутствует графа, в которой можно было бы сделать подобную запись, поэтому в акте рядом с подписью делается отметка «с особым мнением (или разногласиями)», а к коммерческому акту прилагается текст особого мнения. Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Акт общей формы составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

- утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной

- простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя

- неочистка вагонов от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя

- неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива или слива

- подача железной дорогой неочищенных вагонов под погрузку средствами грузоотправителя, порта, пристани

- отсутствие пломб на вагоне, если в вагонном листе имеется отметка о наложении пломб

- повреждение или смена пломб, если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляется коммерческий акт или акт общей формы

- повреждение вагона, контейнера, повреждение или утрата предоставленных железной дорогой съемных перевозочных приспособлений

- отказ или уклонение от подписи в учетной карточке выполнения заявок на перевозку

- самовольное занятие железной дорогой вагонов или контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими использование без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем или владельцем подъездного пути вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок.

Акты общей формы составляются и в некоторых других случаях, могущих служить основанием для материальной ответственности сторон, если при этом не требуется составление коммерческого акта или акта другой специальной формы. Акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лицами, которые участвовали в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта.

Помимо коммерческого акта и акта общей формы, для удостоверения обстоятельств, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон, в необходимых случаях составляются и другие документы. Такие, как акт о техническом состоянии вагона или контейнера, о повреждении вагона или контейнера, о недосливе цистерн или бункерных полувагонов, акты вскрытия вагона или контейнера для таможенного и пограничного досмотра и некоторые другие.

Далее рассмотрим, кто, по какому поводу и на основании каких документов имеет право предъявить претензию железной дороге.

Право на предъявление к железной дороге претензии, возникшей в связи с осуществлением перевозок грузов, либо иска имеют грузоотправители или грузополучатели при представлении следующих документов:

в случае утраты груза – грузовой квитанции о приеме груза с отметкой станции назначения о неприбытии груза либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредитной организацией, документа об оплате стоимости груза и справки железной дороги об отправке груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии данного груза

в случае утраты, повреждения (порчи) груза – либо транспортной накладной или надлежаще заверенной ее копии и выданного железной дорогой коммерческого акта, либо накладной или заверенной ее копии с отметкой железной дороги о составлении коммерческого акта в случае его утраты, либо накладной или ее заверенной копии и документов об обжаловании отказа железной дороги в составлении коммерческого акта. На практике заявитель вправе обратиться с претензией к перевозчику по поводу недостачи или порчи груза без коммерческого акта, приложив к претензии доказательства, свидетельствующие об установлении органами суда или следствия факта доступа к грузу во время перевозки

в случае просрочки доставки груза – транспортной железнодорожной накладной

в случае задержки выдачи груза – железнодорожной накладной и акта общей формы.

В ст. 120 УЖТ перечисляются и другие основания предъявления претензий и исков, а именно:

– грузоотправитель вправе требовать от перевозчика уплаты штрафа за неподачу вагонов или контейнеров для выполнения заявки на перевозку

– грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить претензию о возврате штрафа . взысканного железной дорогой в безакцептном порядке

– грузоотправитель, грузополучатель, иные организации имеют право обратиться к перевозчику с претензионным требованием об уплате штрафа за самовольное использование железной дорогой принадлежащих им или арендованных ими вагонов или контейнеров

– они же в случае повреждения железной дорогой принадлежащих им вагонов, контейнеров могут требовать от нее отремонтировать эти перевозочные средства или уплатить штраф, а также возместить убытки в части, не покрытой штрафом. При утрате железной дорогой вагонов, контейнеров они вправе предъявить перевозчику претензию о предоставлении соответствующих перевозочных средств во временное бесплатное пользование . а в случае невозвращения утраченных вагонов, контейнеров по истечении трех месяцев – требование о передаче этих перевозочных средств в собственность.

Грузоотправитель и грузополучатель могут передать свои права на предъявление претензий и исков страховщику.

К претензиям об уплате штрафа за невыполнение заявок на перевозки прилагаются копии заявок и учетные карточки их выполнения, выданные станцией. Претензии о повреждении железной дорогой подвижного состава предъявляются с приложением: акта общей формы технического акта документов, подтверждающих факт повреждения железной дорогой подвижного состава и устанавливающих размер повреждения расчеты суммы претензии. При самовольном занятии железной дорогой вагонов или контейнеров к претензии прилагаются документы, подтверждающие факт самовольного занятия подлинные накладные или грузовые квитанции акт общей формы расчет суммы штрафа. В случае отказа железной дороги в составлении акта общей формы к претензии прилагается доказательство обжалования отказа в отделении дороги.

При требовании возврата штрафов, взысканных в безакцептном порядке, к заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату штрафа – полученное от банка платежное требование с отметкой банка или подписанная главным бухгалтером справка об уплате штрафа. Кроме того, нужны данные о том, что отсутствовали правонарушения, послужившие основанием для взыскания штрафа. Грузоотправитель, грузополучатель вправе оспаривать правомерность начисления штрафа до его оплаты, предъявив железной дороге претензию с требованием об отзыве счета.

В претензионном заявлении, кроме основания предъявления претензии, ее обоснования и суммы, должны быть указаны также почтовый адрес и банковские реквизиты заявителя и дата составления претензии.

В соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий по перевозкам грузов требования о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности. Допускается объединение претензий, но не более пяти на группу отправок однородных грузов, погруженных на одной станции одним отправителем и на одну станцию назначения одному получателю. Если коммерческий акт составлен на маршрут или группу вагонов, то претензию можно предъявлять на количество отправок, указанных в акте.

Для претензий по другим основаниям (то есть кроме утраты, недостачи, порчи или повреждения) количество требований в одном претензионном заявлении не ограничено.

Рассмотрим, кто является адресатом направления претензии по перевозкам грузов.

Претензии, возникшие в связи с перевозкой грузов, пассажиров, багажа или грузобагажа направляются перевозчику. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к:

- перевозчику, если конечным пунктом назначения является железнодорожная станция

- соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт.

Претензии по перевозкам, а также претензии о возврате штрафов, взысканных в безакцептном порядке, могут быть предъявлены в течение шести месяцев . а в отношении остальных штрафов и пеней – в течение 45 дней (ст. 123 УЖТ). Указанные сроки исчисляются в случаях:

– возмещения за повреждение (порчу), недостачу груза или просрочку его доставки – со дня выдачи груза

– возмещения за утрату груза – по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки в прямом железнодорожном сообщении или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении

– возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров – со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) железной дороги о начислении таких плат или штрафов

– взыскания штрафа за самовольное занятие железной дорогой вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям или арендованных ими, – по истечении срока возврата их в пункт приписки

– взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку груза – по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа

– иных случаях, возникших в связи с осуществлением перевозки, – со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Течение срока на предъявление претензии начинается на следующий день после календарной даты события. Если последний день срока предъявления претензии является нерабочим днем, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 191, 193 ГК).

Перевозчик обязан рассмотреть претензию и о результатах рассмотрения уведомить заявителя в письменной форме в течение 30 дней со дня ее получения. Нарушение заявителем порядка и сроков предъявления претензии дает право перевозчику не рассматривать ее по существу и возвратить приложенные к ней документы заявителю (ст. 124 УЖТ), но если перевозчик рассмотрел претензию, поданную с пропуском срока по существу, то он впоследствии не вправе ссылаться на пропуск этого срока заявителем.

Перевозчик может удовлетворить претензию полностью или частично либо отклонить ее. При отклонении претензии или ее частичном признании перевозчик в письменном уведомлении должен указать основания принятого им решения со ссылкой на соответствующие статьи УЖТ. Представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Если претензия отклонена со ссылкой на акт, о котором заявителю неизвестно, то перевозчик вместе с остальными документами высылает ему копию этого акта.

В уведомлении о признании претензии полностью или частично должно быть указано, в какой сумме удовлетворена претензия. При полном удовлетворении требований документы, представленные заявителем, остаются у перевозчика.

Перевозчик, признав претензию полностью или частично, должен перечислить заявителю признанную сумму. В противном случае заявитель претензии должен обратиться в органы, совершающие нотариальные действия для получения исполнительной надписи. За получением такой надписи клиент может обратиться не позднее трех лет, а в отношениях между юридическими лицами – не более одного года со дня возникновения права на иск. Такими же сроками ограничивается и предъявление исполнительной надписи. Взыскание по исполнительной надписи осуществляется в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ для исполнения судебных решений.

Рубрики:

Образец Претензии

Образец Претензии

Руководителю авиакомпании

(указывается ее наименование согласно информации, содержащейся в билете)

от (фамилия, имя пассажира, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность),

проживающего по адресу: _________________________

______________________ ______________________

ПРЕТЕНЗИЯ

Я, (фамилия, имя пассажира) имею заключенный с Вашей авиакомпанией договор перевозки, подтверждаемый купленным мною билетом (может быть оформлен в электронном виде) (серийный номер), на рейс ________ по маршруту _______________ с датой вылета ____________.

Однако вплоть до настоящего времени авиакомпания свои обязательства по перевозке меня как пассажира в пункт назначения не выполнила, чем нарушила соответствующие положения п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации.

При этом, учитывая фактический период задержки (указывается время в часах), авиакомпания в нарушение соответствующих требований п.92 Федеральных авиационных правил Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее - ФАП), не обеспечила доведение до пассажиров рейса информации о задержке или отмене рейса и о причинах задержки/отмены рейса (данная информация должна доводиться визуальным и/или акустическим способом).

Кроме того, в нарушение требований п. 99 ФАП мне не было обеспечено бесплатное предоставление услуг, оказание которых для перевозчика в названных условиях (ввиду задержки/отмены рейса) является соответствующей обязанностью (далее указывается вид неоказанных услуг в зависимости от фактических обстоятельств:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы
  • организация хранения багажа).
  • Принимая во внимание названные обстоятельства я на основании п. 2 ст. 795 Гражданского кодекса Российской Федерации отказываюсь из-за задержки рейса от перевозки, в связи с чем прошу вернуть мне провозную плату, т.е. денежную сумму, уплаченную за билет.

    С учетом соответствующих положений ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации деньги прошу вернуть в семидневный срок.

    При уклонении авиакомпании от исполнения данной обязанности я оставляю за собой право дополнительно на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать уплаты процентов за пользование моими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.

    Также считаю, что в результате виновного бездействия со стороны авиакомпании и допущенного нарушения моих прав как потребителя мне был причинен моральный вред, право на компенсацию которого я имею на основании ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 О защите прав потребителей.

    С учетом изложенного сумма моих претензионных требований составляет _____ рублей.

    Подпись, дата

    Примечание: претензию при невозможности вручения полномочному представителю перевозчика следует направить по адресу места нахождения авиакомпании (указаны в Реестре лицензий эксплуатантов, размещенном на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации): http://www.favt.ru/favt_new/sites/default/files/reestr_licenzii.rtf.

    Образец претензии: Нарушение прав потребителя при оказании транспортных услуг

    Основу законодательства, регулирующего оказание транспортных услуг, составляют нормы общегражданского законодательства. Отношения между перевозчиком и гражданином-потребителем регулируются и Законом РФ О защите прав потребителей. В ГК РФ нормы, регулирующие перевозку, содержаться в главе 40, где определяется понятие договора перевозки, его виды, права и обязанности сторон, а также ответственность за нарушение условий договора. Ст. 784 ГК РФ устанавливает, что условия перевозки конкретными видами транспорта определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. К числу действующих в настоящее время относятся:

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 февраля 2001 г. (КВВТ)
  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. (УЖТ)
  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 31 марта 1999 г. (КТМ)
  • Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. (УАТ)
  • Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (ВК)
  • Местными органами власти принимаются различные правила в сфере регулирования городского транспорта: правила пользования метрополитеном, трамваем, троллейбусом, автобусом и т.д.

    Права потребителей по договору перевозки

    Договор перевозки - разновидность договора на оказание услуг. Следовательно, к нему применимы общие положения закона РФ О защите прав потребителей о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также положения главы 3 Закона О защите прав потребителей при оказании услуг.

    Ст. 4 Закона РФ О защите прав потребителей гласит, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. Исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обязательным требованиям, установленным законодательством.

    Наиболее часто условием договора о качестве становится класс обслуживания, от которого зависит набор дополнительных услуг, предлагаемых при перевозке. Класс обслуживания определяет, как правило, уровень комфортности посадочного места, качество питания, возможность получения иных дополнительных услуг и принадлежностей комфорта. Например, на любой авиакомпании мира существует три класса: первый, бизнес - класс и экономический, а при железнодорожной перевозке это купе, плацкарт и т.д. Таким образом, нарушения условий договора о качестве, например, размещение в более низком классе, непредоставление каких -либо услуг, предусмотренных классом обслуживания, - это недостаток услуги.

    Под пригодностью для целей, для которых услуга такого рода обычно используется, понимается средний для страны (региона) уровень требований, которому должна соответствовать услуга по перевозке. Если же требования к обслуживанию установлены в законодательстве как обязательные (в правилах обслуживания на различных видах транспорта, санитарных нормах, стандартах и т.д.), их нарушения будут являться недостатками услуги.

    Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества установлены ст. 29 Закона РФ О защите прав потребителей. Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя требования о безвозмездном устранении недостатков соответствующем уменьшении цены услуги, возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами расторжении договора и полном возмещении убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.

    Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги. Следует помнить, что претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по их обнаружении, в ходе оказания услуги по перевозке, либо по ее завершении. Особенности и сроки предъявления претензий по перевозке различными видами транспорта устанавливаются транспортными уставами и кодексами (глава 8 УЖТ, глава 18 КВВТ, ст. ст. 124 - 127 ВК, глава 7 УАТ).

    Право потребителя на безопасность оказываемой услуги, т.е. на то, чтобы в процессе ее оказания не был причинен вред жизни, здоровью потребителя или его имуществу, закреплено в ст. 7 Закона РФ О защите прав потребителей. Поскольку любое транспортное средство - источник повышенной опасности, одной из государственных гарантий данного права является обязательное страхование пассажиров, установленное Указом Президента Об обязательном личном страховании пассажиров от 07 июля 1992 г. № 750. Согласно Указу, обязательному страхованию от несчастных случаев подлежат пассажиры на всех видах транспорта при внутренних перевозках в РФ, за исключением перевозок на пригородном и городском транспорте. Страховой взнос включается в стоимость билета.

    Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги устанавливается в параграфе 3 главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона РФ О защите прав потребителей. Согласно данным нормам, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме.

    Право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона.

    Ст. 8, 9, 10 Закона РФ О защите прав потребителей, устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе, об оказываемой услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Перевозчик обязан довести до сведения потребителей свое полное наименование, место ее нахождения, режим работы, информацию о лицензии. Данная информация должна предоставляться на русском языке (дополнительно, по усмотрению перевозчика, на языках субъектов РФ). Информация об услугах должна обязательно содержать правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах (п. 2 ст. 10 Закона РФ О защите прав потребителей). Транспортными уставами и кодексами (п. 6 ст. 19 УАТ, ст. 99 КВВТ, ст. 85 УЖТ, ст. 106 ВК) предусматриваются обязанности перевозчика предоставить информацию о расписании движения транспорта, стоимости проезда и провоза багажа, времени работы билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, предоставляемых определенным категориям граждан льготах и другие сведения, относящиеся к данному виду транспорта.

    Ответственность перевозчика за непредоставление надлежащей информации определяется ст. 12 Закона РФ О защите прав потребителей. Так, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он вправе потребовать от исполнителя возмещения причиненных в связи с этим убытков, или если в связи с недостоверной информацией приобретенная услуга не обладает необходимыми потребителю свойствами - потребовать возврата уплаченной суммы и иных убытков. Например, если из-за несвоевременной или недостоверной информации о расписании движения вы не успели на поезд и понесли убытки, перевозчику следует предъявить требование об их возмещении, на основании вышеуказанных норм.

    Ответственность перевозчика за нарушение сроков оказания услуги - просрочку доставки груза, пассажира и багажа на различных видах транспорта транспортными уставами и кодексами определяется по разному. По общему правилу, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

    При внутренних воздушных перевозках за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы (ст. 120 ВК), при внутренних водных - за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

    За задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда (ст. 116 КВВТ).

    За просрочку доставки груза железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов (ст. 97 УЖТ). За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере трех процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа.

    Такой же размер пени установлен при перевозке пассажира за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения.

    Ответственность перевозчиков за несохранность груза или багажа при внутренних перевозках на различных видах транспорта и особенности предъявления претензий.

    Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. ст. 796 ГК РФ, 96, 107 УЖТ, ст. 119 КВВТ, п. 7 ст. 34 УАТ, ст. 119 ВК ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:

  • в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа
  • в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости
  • утраты груза или багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
  • При воздушных перевозках размер ответственности авиаперевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза, а за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем десять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (ст. 119 ВК).

    Стоимость груза или багажа, сданного без объявления ценности, определяется по тем доказательствам, которые может предоставить пассажир (например, цены, указанной в документах о приобретении вещей, а при их отсутствии исходя из их среднерыночной стоимости). Наряду с возмещением ущерба перевозчик обязан возвратить стоимость провоза груза или багажа.

    Следует помнить, что все обстоятельства, влекущие ответственность перевозчика (несохранность груза, багажа) удостоверяются актами, составляемыми совместно с пассажиром (грузоотправителем), один экземпляр которого выдается пассажиру (ст. 160 КВВТ, ст. 38 УАТ, ст. 119 УЖТ, ст. 124 ВК). Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска. При отказе перевозчика от составления акта необходимо незамедлительно предъявить перевозчику претензию, в которой следует указать на отказ сотрудников перевозчика от составления акта.

    Обратите внимание . что по спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.

    Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным ьоанспортом - 1 год, железнодорожным транспортом - 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней - 45 дней (ст. 39 УАТ, ст. 123 УЖТ). При внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий - 6 месяцев (ст. 126 ВК). При внутренних водных перевозках, претензии могут быть предъявлены в течении срока исковой давности, который устанавливается: по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов - один год по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, - три года (ст. ст. 161, 164 КВВТ).

    При этом, исчисление сроков для предъявления претензий производится в соответствии со ст. 126 ВК, ст. 161 КВВТ, ст. 123 УЖТ, ст. 42 УАТ.

    Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

    Претензию необходимо предъявлять под расписку о получении, т.е. один экземпляр передается, а на втором, который останется у вас, уполномоченное лицо перевозчика должно расписаться с указанием своей фамилии, должности, даты принятия. Желателен также штамп или печать компании. Другой вариант вручения претензии - отправка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Форма претензии произвольная, но ней надо указать обстоятельства произошедшего (например, в чем заключались недостатки услуги), сослаться на документы, подтверждающие оказание услуг, и предъявить перевозчику соответствующее требование.

    Образец претензии при нарушение прав потребителя при оказании транспортных услуг

    В Администрацию компании _________________________

    от__________________________________________ (Ф.И.О)

    ____________________________________ Адрес, телефон

    ПРЕТЕНЗИЯ

    ___ __________ 2010 г. я воспользовался услугами по перевозке, предоставленными компанией ___________________ на основании билета №_____.

    Услуги были оказаны с недостатками (указать, в чем заключались недостатки). Указанное подтверждается актом, составленным ___ ________ 2010 г.

    Мне причинены следующие убытки: (указать на убытки, причиненные в связи с недостатками, по возможности предоставить подтверждающие документы).

    В связи с этим, требую в установленный законом срок: (указать требование из числа вышеизложенных).

    Число, подпись.

    Источники: forma4.info, www.ektotrans.ru, edu.dvgups.ru, aviapretenzia.foxibiz.com, svem.ru

    Категория: Урегулирование споров | Добавил: yanovvasil (18.06.2015)
    Просмотров: 1528 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar