Главная » Статьи » В дополнение к договорам

Как составить акт выполненных работ образец

Акт выполненных работ: зачем он нужен и как правильно его составить

Оглавление:

Акт выполненных работ – необходимый документ, если сотрудничество между двумя организациями или организацией и работником осуществляется на основании договора подряда или возмездного оказания услуг, поскольку акт является основанием для оплаты выполненной услуги. Как правильно составить этот документ и что именно там должно быть прописано? Поговорим об этом более подробно.

Что представляет собой акт выполненных работ?

как составить акт выполненных работ образец

По сути, акт выполненных работ и оказанных услуг является двухсторонним документом, который подтверждает факт выполнения определенных обязательств или оказания услуг, которые оговорены в договоре между двумя контрагентами. Название (это может быть акт выполненных работ, акт приемки выполненных работ, акт приема-сдачи выполненных работ и прочее) оговаривается еще на стадии подписания договора, а потом выбранная формулировка должна звучать во всех документах.

В документе обязательно должны быть отображены все выполненные работы, их объем, стоимость, начальные и конечные сроки. Это очень важно, поскольку это является неким отчетом исполнителя перед заказчиком и подшивается к договору. Такая «бумага» является сегодня самым распространенным способом подтверждения выполненных договорных обязательств.

Акт и бухгалтерия организации

Акт выполненных работ относится к первичным бухгалтерским документам, на основании которых производится оплата. Кроме того, этот документ вместе с договором может быть использован во время судебного разбирательства или для исчисления срока давности. Об этом четко говорит ФЗ-129 «О бухгалтерском учете», в котором указано, что все хозяйственные операции, которые производятся организацией любой формы собственности, должны находить отражение в бухгалтерском учете.

Не все знают, что за неправильное оформление акта на организацию могут быть наложены штрафы (или доначислены налоги), а указанные в таких актах затраты налоговые органы могут исключить из состава затрат при расчете налога на прибыль, а это уже достаточно серьезно.

Даты, указанные в таких документах, имеют большое значение для отнесения их к конкретному отчетному периоду, а несвоевременное предоставление актов может повлечь за собой нарушение в отнесении затрат. Следовательно, будет занижен или же завышен налог на прибыль за конкретный период. Кроме того, расходы для уменьшения налога должны быть связанны с деятельностью организации. В 9 статье Закона о бухгалтерском учете перечислены все реквизиты, которые имеют решающее значение при оформлени. Поэтому, перед составлением акта стоит внимательно изучить этот закон.

Понятие «работ» и «услуг»

Уместно будет поговорить о том, что имеется в виду под понятиями «работ» и «услуг». Прямых определений гражданское законодательство не дает, но глава 39 части 2 Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг» говорит о том, что договор возмездного оказания услуг применяется при предоставлении услуг связи, аудиторских, ветеринарных, информационных, консультационных, услуг по обучению или туристическому обслуживанию. Что же касается договоров, предусматривающих выполнение определенных работ, то они имеют место при осуществлении перевозок, ведении банковских счетов, хранении, транспортной экспедиции, выполнении научно-исследовательских, технологических или опытно-конструкторских работ, а также при оформлении договора подряда.

Как составить акт выполненных работ?

На сегодняшний день унифицированной формы законодательством не предусмотрено. Но при этом стоит отметить, что существуют формы КС-2 и КС-3, которые используются для отражения выполненных действий при проведении строительства. Это значит, что организации имеют право самостоятельно разработать форму, которая будет наиболее удобна в конкретном случае.

Независимо от оформления, бумага обязательно должна содержать следующую информацию:

  • наименование (его определяет договор)
  • дата составления
  • наименования заказчика и исполнителя (эти данные вносятся в соответствии с официальными учредительными документами все наименования должны соответствовать наименованиям, который фигурируют в договоре)
  • наименование выполненных операций (это делается, как правило, в виде перечня или таблицы)
  • объем выполненных работ (если выполнено несколько видов, предусмотренных договором, то объем указывается отдельно по каждому виду работ в одном акте или же составляется несколько актов, по одному на каждый вид работ)
  • единицы измерения выполненных операций
  • общая стоимость (она должна указываться в учетом НДС)
  • сроки выполнения мероприятий
  • номер и дата договора, по которому осуществляется сотрудничество
  • номер счета, который был предоставлен заказчику для оплаты
  • четкие оттиски печатей обеих сторон (если одна из сторон – физическое лицо, то оттиск печати должен быть только один)
  • подписи исполнителя и заказчика с расшифровкой (подписать акт могут также уполномоченные представители заказчика и исполнителя, которые указаны в договоре).
  • Данные «наименование», «единицы измерения», «цена», «стоимость» обычно указываются в формате таблицы. В этом случае в каждую отдельную строку вписывается конкретная услуга или вид выполненных работ и все нужные параметры. Завершает такую таблицу строка «Итого», в которой суммируется стоимость, а строка «Всего» заполняется с учетом НДС (сумма из строки «Итого» + налог). При этом нужно обязательно указать сумму прописью, а копейки цифрами.

    Что же касается приемки, то подписи сторон могут оформляться словами «работу сдал» (подписывает исполнитель) и «работу принял» (подписывает заказчик).

    Обрезец акта выполненных работ: скачать образец.

    Акт выполненных работ и капитальное строительство

    как составить акт выполненных работ образец

    Говоря о капитальном строительстве любых объектов, к которым относятся как жилые, так и производственные здания, стоит снова вернуться к унифицированным формам КС-2 (это «строительно-монтажная форма») и КС-3 (это справка о стоимости строительных услуг и затрат). Эти документы составляются на основании данных из «Журнала учета выполненных работ» (форма КС-6а).

    Выполненные работы в КС-2 указываются, исходя из договорной стоимости, с включением как непосредственно стоимости строительно-монтажных процессов, которые предусмотрены сметой, так и прочих затрат, которые не включены в единичные расценки. Это могут быть тарифы, рост стоимости материалов, расходы на эксплуатацию машин, техники, механизмов, расходы на заработную плату персонала, который выполняет строительство, расходы на зимнее удорожание, изменение условий организации строительства, разъездной характер работы, надбавки за нахождение в сложных условиях (например, в районах Крайнего Севера) и прочее.

    Если по договору обеспечение строительства материалами идет за счет заказчика, то цена материалов не может влиять на удорожание и, соответственно, не включаются в акты выполненных работ и справку по форме КС-3. При этом подрядная организация обязана отчитаться перед заказчиком после окончания строительства об израсходованных материалах и вернуть их остатки (если таковые имеются).

    Если подрядчик производит ремонт, реконструкцию или модернизацию объектов, то дополнительно должен быть составлен "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств" (это форма ОС-3). Его должна составить постоянно действующая в организации комиссия, на которую возложена ответственность по оформлению приема и передачи объектов основных средств. В документе должны найти отражение сведения о произведенных хозяйственным или подрядным способом затратах, которые связаны с выполненными действиями, а также информация о полноте и качестве работ. Документ должны подписать все члены комиссии во главе с председателем, а утвердить его должен руководитель организации. Что касается подрядчика, то он также подписывает этот документ, подтверждая передачу отремонтированного объекта. Расходы на модернизацию, реконструкцию и ремонт должны быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта, так как по итогам восстановительных работ показатели функционирования объекта увеличиваются.

    На практике на объектах капитального строительства всё это составляется после того, как заказчик и подрядчик в установленные договором сроки осматривают и принимают готовый объект. При обнаружении недоработок или отступлений от условий договора, заказчик должен уведомить об этом подрядчика, а недостатки указать в акте. Все они подлежат устранению подрядчиком. Если всё уже подписано, а после этого обнаружены скрытые дефекты, то подрядчик все равно должен их устранить.

    Важные моменты

    Так как акт приемки выполненных работ является приложением к договору между заказчиком и исполнителем, и, соответственно, двусторонним документом, он должен составляться в двух экземплярах. Для заказчика услуги акт и договор будут основанием для производства оплаты за выполненную сделку, а для исполнителя – основанием для прихода денежных средств. Один экземпляр подписанного акта передается заказчику, а второй – остается у исполнителя. При составлении актов по форме КС-2 и КС-3 экземпляров может любое количество (все зависит от количества организаций, выполняющих подряд)

    Оплата производится сразу после подписания, так как в этом случае работы считаются выполненными, а услуги – оказанными.

    Если заказчик не удовлетворен качеством, он может отказаться от подписания до того, как исполнитель устранит все недоработки. Кстати, бланк акта о выполненных работах можно скачать на нашем сайте ).

    Немаловажное значение имеет формулировка «Работы выполнены в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет». Она подтверждает отсутствие у заказчика претензий к качеству, что в дальнейшем исключает любые спорные вопросы.

    Обратите внимание:

    Акт приема-передачи работ - важнейший документ, регулирующий отношения между заказчиком услуги и ее исполнителем. Чтобы такой акт имел предписанную законом юридическую силу, нужно, чтобы он был правильно составлен.

    Акт выполненных работ: советы по заполнению формы

    Содержание:

    Акт выполненных работ относится к первичной документации бухгалтерского учета, которая заполняется по завершении (выполнении) работ.

    Оформление акта проводится на основании ранее подписанного договора, если акт отсутствует – затраты не учитываются при расчете налога на прибыль.

    Что такое акт выполненных работ

    как составить акт выполненных работ образец Акт выполненных работ – это документ, в котором зафиксировано то, что назначенные работы завершены частично или в полном объеме. Даты, которые указаны в акте свидетельствуют о том, что работы были проведены в сроки, установленные договором.

    По этим датам можно судить о том, нарушены ли сроки выполнения соглашения и, если нарушения присутствуют, предприятие может принять соответствующие меры согласно положениям договора. Перечень проведенных работ в акте подтверждает то, что условия соглашения выполнены в рамках договоренности или имеются нарушения со стороны исполнителя.

    Акт выполненных работ называют еще актом приемки-передачи, этот документ оформляется одновременно с договором, так как подписание акта без подписания соглашения считается грубой ошибкой ведения бухгалтерской документации. Акт выполненных работ необходим также в тех случаях, когда работы предприятие осуществляет собственными силами.

    Правильность заполнения акта рекомендовано сверять с образцом заполнения минимум один раз в год, чтобы отследить изменения в документообороте и предупредить возможные нарушения ведения первичных документов бухгалтерией.

    В каких ситуациях требуется заполнение акта

    как составить акт выполненных работ образецАкт выполненных работ заполняется, когда между заказчиком и исполнителем существует соглашение в письменном виде на выполнение работ или предоставление услуг (исключение – финансовые услуги), так как документ считается основанием для оплаты клиентом оказанных услуг. Акт оформляется даже в тех случаях, когда в условиях договора о нем ничего не сказано или текст соглашения составлен некорректно.

    Документ необходимо заполнить по специальной форме, а также поставить в обязательном порядке подписи заказчика и исполнителя. При неправильном ведении первичной бухгалтерской документации сотрудники налоговой инспекции накладывают административные взыскания, в том числе доначисление налогов в полном объеме.

    В некоторых случаях акт выполненных работ при оказании исполнителем услуг не нужен, например, договор аренды. Для осуществления оплаты по арендным отношениям достаточно составить акт приема-передачи имущества. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 9 ноября 2006 года, необходимо оформить также счета и платежные поручения.

    Составление акта не требуется и при оказании услуг в сфере мобильной связи. Ведение бухгалтерской документации на данный вид услуг детально регламентируется положениями «Правил оказания услуг подвижной связи», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года.

    Если организация предоставляет услуги на официальном сайте с использованием договора публичной оферты, то в договоре должно быть зафиксировано положение о предоставлении актов выполненных работ на портале в личном кабинете, где заказчик (клиент) сможет распечатать отсканированную копию, поэтому отправлять по почте данный документ не обязательно. Акт должен быть выслан в подобной ситуации только по запросу заказчика, когда ему необходим оригинал документа с печатями.

    В договоре желательно прописать условие: если заказчик на протяжении регламентированного промежутка времени не запросил оригинал документа, то он согласен с объемом и качеством проведенных работ, и никаких претензий не имеет.

    При таком порядке ведения первичной документации нарушений со стороны бухгалтерии не будет.

    Как правильно составить акт выполненных работ

    как составить акт выполненных работ образецДля оформления документации по оказанию строительных услуг используют формы КС-3 и КС-2, на основании которых составляются в произвольном порядке акты на виды услуг, которые не относятся к сфере строительства (отдельная форма на эти виды услуг законодательством не предусмотрена):

  • Форма КС-2 используется при осуществлении строительно-монтажных работ.
  • Форма КС-3 используется в качестве справки при подсчете стоимости услуг и затрат по строительным услугам.
  • Акт выполненных работ в обязательном порядке должен включать следующие пункты:

  • Дата составления акта и порядковый номер.
  • Номер договора, к которому относится акт.
  • Номер счета, соответствующий выполненному объему работ и предоставленный заказчику.
  • Сроки осуществления работ.
  • Единицы измерения услуг (работ).
  • Стоимость проведенных работ с учетом НДС.
  • Объем выполненной работы (оформляется в виде перечня или таблицы).
  • Названия организаций заказчика и исполнителя.
  • Печати компаний и подписи представителей сторон.
  • При заполнении формы акта следует руководствоваться такими правилами:

  • В графе «Исполнитель» необходимо указать данные той стороны, которая предоставляет услуги: наименование (сокращенное или полное) согласно учредительным документам, юридический адрес исполнителя (город, почтовый индекс, улица, дом).
  • В строке «Заказчик» должны быть указаны данные стороны, потребляющей услуги (аналогично графе «Исполнитель»).
  • Таблица в бланке акта выполненных работ заполняется аналогично накладной, только вместо товаров указывается перечень проведенных услуг.
  • В строку «№» следует внести порядковые номера оказанных услуг.
  • В графу «Наименование работы (услуги)» вносятся наименования всех услуг и работ, которые соответствуют порядковым номерам.
  • В графу «Ед. изм.» вписывается номенклатура (шт. час).
  • В строку «Количество» заносится объем проведенных работ или предоставленных услуг в соответствующих единицах измерения.
  • В графу «Цена» вписывается цена в рублях за единицу осуществленной работы или оказанной услуги.
  • В графу «Сумма» вписывается стоимость осуществленной работы или предоставленной услуги (то есть результат перемножения соответствующих ячеек строк «Количество» и «Цена»). При этом сумма чисел во всех ячейках графы «Сумма» вписывается в «Итого», после этого указывается НДС от общей стоимости всех услуг или работ и сумма всех услуг или работ с учетом НДС. Но если исполнитель работает без НДС, то в графу «В том числе НДС» вписывается: «Без НДС».
  • В строке «Всего предоставлено услуг на сумму» пишется сумма из графы «Всего», прописью. Если эта сумма – целое числе (то есть без копеек), то там, где копейки вписывается «ноль».
  • В строку «В т.ч. НДС» прописью вписывается сумма из графы «Без налога (НДС)».
  • Акт выполненных работ следует составить в двух экземплярах. Один экземпляр передается клиенту, второй – исполнителю.

    как составить акт выполненных работ образецЗаказчик может оспорить информацию в акте и отказаться от его подписания. Все замечания по качеству услуг и срокам исполнения должны быть зафиксированы в акте. В таком случае исполнитель должен устранить все имеющиеся недостатки в регламентированный срок, после чего составляется новый акт.

    Если же одна из сторон повторно отказывается подписывать акт или же замечания не найдены (незаконны), то в акте фиксируется факт отказа и документ подписывает только вторая сторона. После чего в судебном порядке принимается решение о необоснованности или правомерности отказа и оплата работ осуществляется на основании судебного решения.

    Однако до того момента, пока клиент не подаст на исполнителя исковое заявление в суд, односторонний акт считается действительным и воспринимается как полноценная приемка и сдача работ. После подписания одностороннего документа исполнитель должен оплатить НДС независимо от того, будет ли он требовать уплату долга клиентом или нет.

    Порядок заполнения форм КС-2 и КС-3

    Формы КС-2 и КС-3 заполняют на основе информации, внесенной в «Журнал учета выполненных работ» (составляется по форме КС-6 а). Если при строительстве использовались материалы заказчика, то исполнитель по окончании работ должен отчитаться перед заказчиком об использовании материалов в поставленном объеме и по назначению, согласно нормам расхода, а остатки должны быть сданы. В подобном случае повышение стоимости услуг нельзя оформить за счет использования материалов. В стоимость монтажно-строительных услуг включают расценки, которые предусмотрены сметой и договором, и затраты, не входящие в ставки тарифа (единичные расценки). К таким затратам относят:

  • Расходы на эксплуатацию техники.
  • Тарифы.
  • Расходы на заработную плату.
  • Сезонное удорожание.
  • Надбавки за сложные условия работы.
  • как составить акт выполненных работ образецУдорожание материалов включают в затраты только при использовании комплектующих, которые были куплены за счет исполнителя. Если исполнитель проводит работы по ремонту и реконструкции, то следует оформлять также отдельный акт (по форме ОС-3), который заполняет специальная комиссия, ответственная за сдачу и прием таких объектов.

    При этом расходы на модернизацию и ремонт конструкций относят к первоначальной стоимости здания, а документ подписывается в двустороннем порядке. Также в документе ОС-3 содержатся все затраты, которые связаны с выполнением работ. Если после оформления акта ОС-3 и сдачи объекта были замечены скрытые дефекты, то исполнитель должен устранить их в установленный заказчиком срок.

    За нарушение исполнителем сроков сдачи объекта клиент вправе потребовать уплату пени, если подобная санкция прописана в условиях договора.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Акт выполненных работ – документ, о котором надо знать всё

    Акт выполненных работ является первичным документом, необходимым в целях бухгалтерского учета.

    По сути своей он подтверждает факт передачи работ исполнителем заказчику как того требуют условия заключенного договора.

    Акт составляет исполнитель и указывает в нем объем, стоимость и виды осуществленных работ.

    Для заказчика этот документ станет основанием для последующей оплаты работ.

    В договорах на исполнение работ предусматривается пункт о документе, которым оформляются заказчиком и исполнителем факт выполнения работ.

    Важно помнить, что отсутствие такого пункта в договоре может быть расценено налоговой инспекцией как нарушение договорно-правовой основы взаимодействия хозяйствующих субъектов.

    как составить акт выполненных работ образец

    Образец акта выполненных работ

    Так ли необходим документ о выполненных работах для исполнителя?

    Казалось бы, если работы исполнителем сделаны, и оплата от заказчика получена, то вовсе незачем разводить бюрократию и подписывать бумажки.

    Но представьте такую ситуацию: работа согласно договору выполнена, и заказчик вроде и не отказывается оплачивать, но сроки проходят.

    Можно вооружиться подписанным актом выполненных работ и отправиться в суд.

    В этом случае выигрыш в судебном деле будет гарантированно на стороне исполнителя.

    А для заказчика?

    Для заказчика бумага, подтверждающая выполнение работ, не менее важна. Согласно Гражданскому Кодексу РФ после выполнения работ обе стороны обязаны осмотреть объект и в дальнейшем принять его.

    Если же выявятся какие-нибудь недостатки или недочеты в выполненных работах, то заказчик имеет право указать это в акте, а исполнитель будет обязан их устранить.

    Если дефекты будут обнаружены после принятия работ, то документ позволит заказчику потребовать их исправления от исполнителя и в итоге получить необходимое качество работ.

    Для бухгалтера?

    Только после предъявления в бухгалтерию акта выполненных работ можно рассчитывать на законное осуществление платежа.

    Бухгалтеру такой документ позволяет отнести затраты на соответствующие статьи расхода и правильно рассчитать налог на прибыль.

    Если бухгалтер получит неверно составленный акт, то состав затрат может быть искажен.

    К примеру, работы были выполнены в апреле, эта же дата указана и в акте, а сам акт был отдан бухгалтеру в июле.

    В результате запоздалого предъявления документа налог по прибыль второго квартала будет завышен, а третьего – наоборот, занижен.

    Как оформить акт выполненных работ?

    Не существует единой формы, предписывающей правила составления такого документа.

    Можно дать лишь общие рекомендации, соблюдение которых позволит создать приемлемую форму акта.

    В заглавии документа обычно указывают номер документа по порядку, дату, когда он составлен, и место.

    Далее следуют:

  • полное юридическое наименование исполнителя и заказчика
  • номер и дата договора, который послужил основанием для выполнения работ
  • отрезок времени, когда производилось выполнение работ
  • общая сумма полного объема работ, используемые измерители
  • таблица, иллюстрирующая выполненные работы в разрезе их видов и стоимости
  • итоговая сумма стоимости работ
  • пункт, подтверждающий то, что работы выполнены согласно статьям договора на выполнение работ
  • пункт, удостоверяющий, что со стороны заказчика нет недовольства к выполненным работам по поводу их качества и сроков
  • ФИО представителей со стороны исполнителя и заказчика, их должности
  • документы, являющиеся основанием действия обеих сторон (обычно это доверенности или уставы)
  • личные подписи заказчика, а также исполнителя, печати их организаций.
  • Какова процедура составления акта?

    как составить акт выполненных работ образецИсполнитель выполняет заказ, а затем по истечении двух дней после этого составляет акт и предъявляет его заказчику.

    Заказчик в свою очередь не позднее трех дней проверяет объем и качество предоставленных работ, затем подписывает акт.

    Документ составляется в количестве двух штук, один из которых после подписания остается у исполнителя, а другой предается заказчику.

    В случае несогласия заказчика подписывать документ, им в этот же срок в письменной форме представляется заказчику мотивированный отказ.

    Если акт не подписан заказчиком и отказ им не предъявлен, то согласно законодательству работы считаются полностью принятыми.

    Важно запомнить

    Акт выполненных работ по своей значимости для бухгалтерского учета находится в первом ряду.

    Для исполнителя и заказчика данный документ служит гарантом законности и действительности проведения операции.

    Подходить к правильности и своевременности оформления акта нужно со всей тщательностью и ответственностью.

    Акт выполненных работ

    Класс365 - быстрое и удобное заполнение всех первичных документов

    Подключиться к Класс365. 0 руб/мес!

    По правилам предприниматели, отчитывающиеся по общей системе налогообложения, либо работающим на едином налоге и выполняющие работы (услуги) по заказу, должны выдавать своим заказчикам такой документ, который подтверждает факт выполнения работ (услуг). Данный документ чаще всего представлен актом выполненных работ.

    Как упростить работу с документами и вести учет легко и непринужденно подробнее>>

    Посмотреть как работает Класс365

    Вход в демо-версию

    Как правильно заполнить акт выполненных работ

    При составлении акта в шапке указывается наименование и порядковый номер документа, а также место и дата его составления. Далее следует указать:

  • наименование исполнителя и заказчика
  • должность и ФИО представителя каждой из сторон
  • документ, на основании которого действует представитель одной и другой стороны - устав или доверенность (указывается дата выдачи и номер доверенности)
  • номер и дата составления договора, на основании которого выполняются работы
  • период, за который были выполнены работы
  • общая стоимость работ за период
  • таблица с наименованиями выполненных работ со стоимостью и общим итогом
  • отметка о том, что выполнены в полном объёме и в срок, и о том, что заказчик не имеет претензий к исполнителю
  • печати исполнителя и заказчика, а также должность, подпись и ФИО их представителей.
  • Для исполнителя и заказчика данный акт является именно тем нужным документом без которого, невозможно учесть и узаконить затраты предприятий, и соответственно невозможно учесть эти затраты при расчете налога на прибыль. Существует две формы данного документа. Одни составляется только в том случае, если исполнитель по договору должен что-то передавать, а заказчик принимать по результату выполнения заказа. Другая форма является только подтверждением того, что услуга является фактически оказанной в назначенный срок. При заполнении того и иного формата бланка должны указываться:

    1. Стоимость произведенных работ с учетом НДС, их сроки и объемы.

    2. Дата составления договора, порядковый номер договора и акта, а также счета, предоставленного заказчику.

    3. Юридические наименования организаций, как подрядчика, так и заказчика, печати и подписи обеих сторон.

    Акт составляется в двух экземплярах, один из них остается у подрядчика, другой у заказчика, он также служит основанием для проведения и получения оплаты за произведенные работы. Конечно, заказчик может отказаться от подписания акта в том случае, если он не согласен с предложенным качеством или объемами произведенных работ. В этом случае акт подписывается только одной стороной, необоснованность такого действия может быть признана только судом.

    Вообще, существуют определенные правила приема-сдачи работ или услуг, на основании которого и проводится составление данного акта. Согласно ним по выполнении заказанных услуг и работ в установленный срок, не позднее двух дней со дня окончания этого срока, исполнителем заказчику предоставляется Акт приемки-сдачи в двух экземплярах.

    После чего Заказчик в течение трех дней с момента получения такого документа производит приемку выполненных работ или услуг посредством подписания акта.

    Если имеются основания для отказа, то клиент обязан в этот же срок предоставить мотивированный отказ о подписании документа. Если же в течение указанного срока от заказчика не поступили ни отказ, ни подписанный акт, считается, что услуги или работы были приняты в полном объеме в день предоставления соответствующего документа.

    Читайте также статью по услугам: Пути снижения себестоимости >>

    Жизнь полна сюрпризов, и они не обходят стороной ни компании, выполняющие по договору работы и услуги, ни самих заказчиков. При возникновении форс-мажорных обстоятельств, когда одни из сторон не может или не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства, она обязана возвестить другую сторону в письменной форме о начале, примерных сроках действия и прекращении постигших обстоятельств не позднее пяти дней с момента их возникновения. Все факты, которые излагаются в подобном извещении, должны иметь подтверждение от компетентных органов. На основании такого извещения по соглашению обеих сторон может быть перенесен срок выполнения обязательств соразмерно времени, пока действуют форс-мажорные обстоятельства. Если срок действия этих обстоятельств затягивается больше, чем на 30 дней, то обе стороны вправе отказаться от сотрудничества и расторгнуть договор.

    Как автоматизировать работу с документами и не заполнять бланки вручную

    Составляем акты, счета, накладные (08.2011)

    Внимание! Эта страница является архивной, возможно материалы опубликованные на ней уже устарели. С актуальной информацией для предпринимателей

    В “Частном предпринимателе” № 23 за 2010 год начат цикл публикаций о первичных документах, которые должны оформлять предприниматели или получать от своих партнеров по бизнесу. Со вступлением в силу Налогового кодекса Украины (НК) требования к наличию первичных документов ужесточились, поэтому данная тема будет интересна всем предпринимателям. В настоящей консультации приводится образец составления акта выполненных работ, а также счета на оплату и расходной накладной.

    Нормами действующего законодательства для предпринимателей, уплачивающих налоги по общей системе налогообложения, при осуществлении наличных расчетов предусмотрена выдача потребителю (покупателю) расчетного кассового чека регистратора расчетных операций (РРО) или расчетной квитанции, подлежащей регистрации в органах ГНС. (Об этом подробнее – на с. 19 “Частного предпринимателя“ № 23, 2010 г.) Предприниматели, уплачивающие единый или фиксированный налог, могут осуществлять наличные расчеты без применения РРО, тем не менее согласно Закону Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII “О защите прав потребителей” (далее – Закон № 1023) они также обязаны выдавать своим потребителям расчетные документы.

    Предприниматели, уплачивающие фиксированный налог, чаще всего осуществляют свою деятельность в сфере торговли, поэтому своим покупателям они должны выдавать товарный чек. Форма и порядок его заполнения будут рассмотрены в одном из ближайших номеров газеты.

    Акт на работы (услуги)

    Если предприниматель выполняет работы или услуги, то согласно п. 8 ст. 10 Закона № 1023 в зависимости от характера и специфики выполненной работы (предоставленной услуги) он обязан выдать потребителю расчетный документ, подтверждающий факт выполнения работы (предоставления услуги). Чаще всего таким документом является акт выполненных работ (предоставленных услуг). Это общее название документа, подтверждающего факт того, что одна сторона договора выполнила для другой стороны определенные работы (предоставила услуги), о которых они договаривались. Правильно его название – “Акт приемки-передачи выполненных работ (услуг)”. Такой акт составляется по окончании всех работ (услуг), которые выполнила сторона-исполнитель.

    Данный документ является неотъемлемой частью договора о выполнении работ (предоставлении услуг), составляется в двух экземплярах – по одному для заказчика и исполнителя – и хранится вместе с договором.

    Предпринимателю-заказчику необходимо иметь акты для подтверждения своих расходов, а предпринимателю-исполнителю – для учета выполненных работ (предоставленных услуг) каждому конкретному заказчику. Бывает, что в зависимости от суммы оплаты устанавливается система скидок или бонусов.

    Именно акт, а не договор, подтверждает не только факт выполнения работ (предоставления услуг), но и то, что заказчик их принял в полном объеме.

    Форма акта не зависит от того, по какой системе налогообложения работает предприниматель, она общая для всех. Главное, чтобы в нем было указано, к какому договору он составлен, кто является сторонами договора, наименование и сумма выполненных работ (предоставленных услуг). Акт подписывают полномочные представители сторон.

    Обычно к факту подписания сторонами акта выполненных работ (услуг) “привязывают” в договоре срок уплаты денежных средств, если предусмотрена оплата после выполнения работ (получения услуг). Это может звучать так: “Оплата за предоставленные исполнителем услуги производится заказчиком в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение трех банковских дней с момента подписания акта приемки-передачи работ (услуг)”. И если заказчика не устраивает качество работ, он может не подписать акт вообще либо подписать его с замечаниями, что может отразиться на сумме и сроках оплаты.

    Особенностью договоров о предоставлении услуг является то, что услуги, как правило, не имеют материального выражения и потребляются в процессе их предоставления. Примером таких услуг могут служить информационно-консультационные услуги.

    На с. 29 приведем пример составления акта приемки-передачи предоставленных информационно-консультационных услуг.

    Возможна ситуация, когда предприниматель предоставляет информационно-консультационные услуги не субъекту предпринимательской деятельности, а просто физическому лицу, и важность переданной информации достаточно велика. Поэтому во избежание возможных неприятностей, рекламаций и прочих “сюрпризов” со стороны привередливых заказчиков в акте, так же как и в договоре, необходимо указать паспортные данные заказчика и место его проживания.

    Аналогичной формы может составляться акт на предоставление любых других услуг.

    Если предпринимателем выполняются работы с использованием комплектующих изделий, то по просьбе заказчика в акте может указываться не только полный перечень выполненных работ и их стоимость, но и перечень комплектующих с отражением их цены, которые были использованы, например, при ремонте оборудования. Как правило, такие данные нужны только юридическим лицам, которые должны в бухгалтерском учете отразить стоимость не только ремонта, но и использованных деталей. Если заказчик не требует столь подробной расшифровки, то и делать ее необязательно.

    Предпринимателю, решившему оформлять столь подробные акты, следует учесть, что представители налоговой службы при проверке могут утверждать, что он осуществляет два вида деятельности. Поэтому в числе избранных видов деятельности предпринимателя должны быть указаны вид выполняемых работ и розничная торговля.

    Отметим также, что акт может служить одновременно и документом, подтверждающим выполнение работ, и расчетным документом, если в нем указать сумму выполненных работ и сумму, которую необходимо выплатить исполнителю. Если работы выполняются непосредственно у заказчика юридического лица, то расчет за выполненные работы может быть произведен через кассу предприятия с оформлением расходного кассового ордера.

    Если же заказчиком является другой предприниматель, а исполнителем – предприниматель-единщик, то вполне достаточно акта приемки-передачи выполненных работ.

    Приведем образец акта выполненных работ по ремонту холодильного оборудования.

    Если предприниматель предоставляет бытовые услуги и основными потребителями его услуг являются граждане, то он должен руководствоваться Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными постановлением КМУ от 16.05.94 г. № 313. В соответствии с п. 13 данных Правил расчетными документами, подтверждающими факт предоставления услуги, считаются кассовый чек или квитанция, являющаяся документом строгой отчетности, – для исполнителей, которые согласно действующему законодательству при расчетах могут не применять РРО. Акт, подтверждающий выполнение ремонта, в этом случае не составляется. При приеме заказа предприниматель оформляет квитанцию, форма которой утверждена приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 29.09.95 г. № 8. (Подробнее о формах квитанций и порядке их заполнения читайте в последующих номерах “Частного предпринимателя”.)

    Счет на оплату

    Если предприниматель осуществляет торговлю по безналичному расчету, то основным условием продажи товаров (работ, услуг) является заключение соответствующего договора в письменной или устной форме. Одним из важных условий договора является согласование цены товара и обязанность покупателя произвести оплату в обусловленные сроки. Если в договоре указываются банковские реквизиты продавца, номенклатура товара, его цена и стоимость, счет можно не выписывать. Если же договор заключается в устной форме, то счет выполняет функции договора и его необходимо выписывать.

    Счет не относится к типовым формам, утвержденным Госкомстатом Украины, и его применение не регламентируется нормативно-правовыми актами. Тем не менее такой документ используют практически все субъекты хозяйствования.

    Поскольку форма счета не утверждена никаким нормативно-правовым актом, то составлять его можно как на русском, так и на украинском языке.

    На основании данного документа осуществляется оплата за покупаемый товар, поэтому он должен содержать реквизиты, необходимые для оформления платежного документа. Формы счетов, как правило, содержат следующие данные:

    – название документа (формы)

    – дату и место его составления

    – банковские реквизиты

    – название субъекта хозяйствования получателя денежных средств

    – название субъекта хозяйствования плательщика

    – наименование товаров (работ, услуг)

    – единица измерения товаров (работ, услуг)

    – цена и сумма товаров (работ, услуг)

    – личная подпись или другие данные.

    Ниже приведем образец заполнения счета.

    Расходная накладная

    Оформление расходной накладной свидетельствует о передаче товара продавцом покупателю (переходе права собственности), т. е. свидетельствует об осуществлении хозяйственной операции. На основании расходной накладной предприниматель-покупатель должен оприходовать товар и формировать свои расходы. В понимании же бухгалтерского учета расходная накладная является первичным документом.

    Обращаем внимание на то, что согласно п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса Украины предприниматели обязаны вести учет доходов и расходов на основании первичных документов.

    Расходная накладная не утверждена никаким нормативным документом. Поэтому ее можно составлять в произвольной форме и на любом языке. Но поскольку ее считают первичным документом, желательно, чтобы она соответствовала требованиям, предъявляемым к первичным документам, а именно: расходная накладная должна содержать практически те же данные, что и счет личную подпись или другие данные, предоставляющие возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции. Также расходная накладная может содержать дополнительные реквизиты:

    – идентификационный код предприятия (согласно ЕГРПОУ)

    – номер документа

    – основание для осуществления операции

    – данные о документе, подтверждающем личность получателя, и другие реквизиты.

    Приведем образец заполнения расходной накладной:

    В следующих публикациях мы рассмотрим, какие расчетные документы должен оформлять и выдавать потребителям предприниматель, предоставляющий бытовые услуги.

    Источники: moyafirma.com, ru-act.com, vesbiz.ru, class365.ru, chp.com.ua

    Категория: В дополнение к договорам | Добавил: yanovvasil (18.06.2015)
    Просмотров: 1378 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar